Здраствуйте, может кто-нибудь задавался таким вопросом: с принятием постановления Правительства № 1137, остается открытым вопрос о правильной нумерации счет-фактур в организации, в части единой нумерации на аванс и реализацию. Разноплановые публикации на данную тему имеются, только это мнение экспертов, с официальными источниками сложнее... Особенно интересно, что в 1с невозможно выбрать единую нумерацию для тех, кто придерживается такой точки зрения. Некоторые бухгалтера все редактируют вручную! Заранее спасибо.
По теме из базы знаний
- ГОСиД - Универсал (2.00 / 21.08.15 / CaSH)
- Универсальный передаточный документ для Управление торговлей релиза 10.3.21.1 (бета для УТ 10.3.30.2) - печатная форма 2 в 1 альтернатива счету фактуре и расходной накладной.
- Несколько сильных сторон 1С в сравнении с SAP
- Автоматическая установка номера счета-фактуры как у реализации
- Отдельная нумерация документов "Счет-фактура" (1С:УНФ)
Ответы
Подписаться на ответы
Инфостарт бот
Сортировка:
Древо развёрнутое
Свернуть все
Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Порядок составления налогоплательщиками счетов-фактур регламентируется положениями ст. 169 НК РФ и постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 1137)*(1).
Так, п.п. 5, 5.1 и 5.2 ст. 169 НК РФ предусматривают, что в счетах-фактурах должен быть указан, в частности, их порядковый номер.
Подпункт "а" пункта 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (приложение N 1 к Постановлению N 1137), указывает, что в общем случае в строке 1 счета-фактуры проставляется его порядковый номер.
Более подробно разъясняется нумерация счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) через обособленные подразделения, а также участниками товарищества или доверительным управляющим, исполняющим обязанности плательщика НДС.
Других требований к формату номера счета-фактуры ни НК РФ, ни Постановление N 1137 не содержат. Отсутствовали какие-либо разъяснения, касающиеся формата номера счета-фактуры, и в применявшемся ранее постановлении Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Постановление N 914).
Работники налоговых органов в своих разъяснениях указывали, что нумерация счетов-фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации (смотрите, например, письма ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@, от 06.07.2005 N 03-1-04/1166/13@, МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/40).
Специалисты УФНС России по г. Москве в письме от 26.01.2007 N 19-11/06924, отвечая на вопрос, касающийся правомерности указания в порядковых номерах счетов-фактур буквенных обозначений, сослались на требования ст. 169 НК РФ и Постановления N 914 и отметили, что иного порядка оформления счетов-фактур налоговым законодательством не предусмотрено.
Суды также считают, что ни НК РФ, ни Постановление N 914 от 02.12.2000 не устанавливают какие-либо определенные правила нумерации счетов-фактур (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.10.2008 N А19-15303/05-20-Ф02-5114/08, от 09.01.2008 N А19-12415/07-51-Ф02-9578/07, ФАС Московского округа от 24.06.2008 N КА-А40/4542-08).
Поскольку Постановлением N 1137 более никаких специальных положений в части нумерации счетов-фактур не внесено, полагаем, что приведенное выше мнение налоговых органов и судов актуально и в настоящее время.
Абзац 2 п. 2 ст. 169 НК РФ устанавливает, что ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Специалисты Минфина России уже после вступления в силу Постановления N 1137 неоднократно признавали, что ошибки в порядковых номерах счетов-фактур не являются основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету (письма Минфина России от 22.05.2012 N 03-07-09/59, от 15.05.2012 N 03-07-09/53, от 15.05.2012 N 03-07-09/52).
Многочисленная арбитражная практика также свидетельствует, что ошибки в нумерации счетов-фактур, допущенные продавцом, не влияют на реализацию покупателем права на вычет НДС.
Например, в постановлении ФАС Уральского округа от 28.12.2011 N Ф09-8650/11 указано, что недостатки в оформлении счетов-фактур (отсутствие хронологической последовательности в нумерации в ряде счетов-фактур) не опровергают реальности хозяйственных операций и не свидетельствуют о недобросовестности налогоплательщика и получении им необоснованной налоговой выгоды.
В постановлении ФАС Московского округа от 24.06.2008 N КА-А40/4542-08 суд пришел к выводу, что ошибки в нумерации счетов-фактур не могут служить основанием для отказа в вычете НДС, так как в НК РФ содержатся только требования к наличию номера, но не к порядку нумерации.
В постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 N 17АП-1981/09 суд отклонил доводы инспекции о нарушении хронологии в присвоении счетам-фактурам порядковых номеров, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для отказа в получении налогового вычета, а могут лишь свидетельствовать о нарушении налогоплательщиком правил ведения бухгалтерского учета.
В решении Арбитражного суда Хабаровского края от 08.05.2009 N А73-7896/2008 отмечается, что нарушение поставщиком нумерации предъявленных покупателю счетов-фактур не лишает покупателя права на возмещение НДС (смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.08.2005 N А05-2344/2005-10, ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А28-9751/2004-433/11).
Однако в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 06.08.2008 N Ф04-3982/2008(7452-А75-40) суд занял противоположную позицию, поддержав выводы работников налогового органа. Данные выводы были связаны не только с нарушением порядка нумерации счетов-фактур, но также с учетом отсутствия периода оказания услуг, отсутствия государственных номеров автомашин и т.п. На основании изложенного суд посчитал недоказанным факт реальности оказания автотранспортных услуг.
К сожалению, арбитражной практикой, касающейся нумерации счетов-фактур в периоде действия Постановления N 1137, мы не располагаем.
Вместе с тем большое количество, пусть и преимущественно положительной для налогоплательщиков, арбитражной практики, на наш взгляд, свидетельствует о возможных претензиях проверяющих в части правомерности вычета НДС при нарушении порядка нумерации счетов-фактур.
Порядок составления налогоплательщиками счетов-фактур регламентируется положениями ст. 169 НК РФ и постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 1137)*(1).
Так, п.п. 5, 5.1 и 5.2 ст. 169 НК РФ предусматривают, что в счетах-фактурах должен быть указан, в частности, их порядковый номер.
Подпункт "а" пункта 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (приложение N 1 к Постановлению N 1137), указывает, что в общем случае в строке 1 счета-фактуры проставляется его порядковый номер.
Более подробно разъясняется нумерация счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) через обособленные подразделения, а также участниками товарищества или доверительным управляющим, исполняющим обязанности плательщика НДС.
Других требований к формату номера счета-фактуры ни НК РФ, ни Постановление N 1137 не содержат. Отсутствовали какие-либо разъяснения, касающиеся формата номера счета-фактуры, и в применявшемся ранее постановлении Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Постановление N 914).
Работники налоговых органов в своих разъяснениях указывали, что нумерация счетов-фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации (смотрите, например, письма ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@, от 06.07.2005 N 03-1-04/1166/13@, МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/40).
Специалисты УФНС России по г. Москве в письме от 26.01.2007 N 19-11/06924, отвечая на вопрос, касающийся правомерности указания в порядковых номерах счетов-фактур буквенных обозначений, сослались на требования ст. 169 НК РФ и Постановления N 914 и отметили, что иного порядка оформления счетов-фактур налоговым законодательством не предусмотрено.
Суды также считают, что ни НК РФ, ни Постановление N 914 от 02.12.2000 не устанавливают какие-либо определенные правила нумерации счетов-фактур (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.10.2008 N А19-15303/05-20-Ф02-5114/08, от 09.01.2008 N А19-12415/07-51-Ф02-9578/07, ФАС Московского округа от 24.06.2008 N КА-А40/4542-08).
Поскольку Постановлением N 1137 более никаких специальных положений в части нумерации счетов-фактур не внесено, полагаем, что приведенное выше мнение налоговых органов и судов актуально и в настоящее время.
Абзац 2 п. 2 ст. 169 НК РФ устанавливает, что ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Специалисты Минфина России уже после вступления в силу Постановления N 1137 неоднократно признавали, что ошибки в порядковых номерах счетов-фактур не являются основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету (письма Минфина России от 22.05.2012 N 03-07-09/59, от 15.05.2012 N 03-07-09/53, от 15.05.2012 N 03-07-09/52).
Многочисленная арбитражная практика также свидетельствует, что ошибки в нумерации счетов-фактур, допущенные продавцом, не влияют на реализацию покупателем права на вычет НДС.
Например, в постановлении ФАС Уральского округа от 28.12.2011 N Ф09-8650/11 указано, что недостатки в оформлении счетов-фактур (отсутствие хронологической последовательности в нумерации в ряде счетов-фактур) не опровергают реальности хозяйственных операций и не свидетельствуют о недобросовестности налогоплательщика и получении им необоснованной налоговой выгоды.
В постановлении ФАС Московского округа от 24.06.2008 N КА-А40/4542-08 суд пришел к выводу, что ошибки в нумерации счетов-фактур не могут служить основанием для отказа в вычете НДС, так как в НК РФ содержатся только требования к наличию номера, но не к порядку нумерации.
В постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 N 17АП-1981/09 суд отклонил доводы инспекции о нарушении хронологии в присвоении счетам-фактурам порядковых номеров, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для отказа в получении налогового вычета, а могут лишь свидетельствовать о нарушении налогоплательщиком правил ведения бухгалтерского учета.
В решении Арбитражного суда Хабаровского края от 08.05.2009 N А73-7896/2008 отмечается, что нарушение поставщиком нумерации предъявленных покупателю счетов-фактур не лишает покупателя права на возмещение НДС (смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.08.2005 N А05-2344/2005-10, ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А28-9751/2004-433/11).
Однако в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 06.08.2008 N Ф04-3982/2008(7452-А75-40) суд занял противоположную позицию, поддержав выводы работников налогового органа. Данные выводы были связаны не только с нарушением порядка нумерации счетов-фактур, но также с учетом отсутствия периода оказания услуг, отсутствия государственных номеров автомашин и т.п. На основании изложенного суд посчитал недоказанным факт реальности оказания автотранспортных услуг.
К сожалению, арбитражной практикой, касающейся нумерации счетов-фактур в периоде действия Постановления N 1137, мы не располагаем.
Вместе с тем большое количество, пусть и преимущественно положительной для налогоплательщиков, арбитражной практики, на наш взгляд, свидетельствует о возможных претензиях проверяющих в части правомерности вычета НДС при нарушении порядка нумерации счетов-фактур.
вот информация по вопросу из К+
Есть судебные решения, в которых указывается, что ни п. 5 ст. 169 НК РФ, ни Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 не устанавливают правил нумерации счетов-фактур. Нарушение порядка нумерации не может являться основанием для отказа в вычете НДС.
Авторы разъясняют, что, поскольку правила нумерации отсутствуют, организация должна сама установить порядок присвоения номеров счетам-фактурам. Из разъяснений авторов можно выделить следующие рекомендации по нумерации счетов-фактур.
1. В качестве номера могут использоваться не только цифры, но и цифры с буквами. Возможно использование разделительных знаков.
2. Нумерация должна быть возрастающей и сквозной (т.е. без пропусков), но не хаотичной.
3. Периоды возобновления нумерации налогоплательщики вправе установить любым образом: в месяц, квартал, год и т.д. Есть пример судебного решения, подтверждающего, что возобновлять нумерацию каждый день правомерно.
Кроме того, есть судебные решения, подтверждающие, что не являются основанием для отказа в вычете или возмещении следующие обстоятельства:
1) несоответствие хронологической последовательности по датам выписки счетов-фактур;
2) расхождения номеров счетов-фактур, представленных в суд и указанных в книге покупок, если существовала возможность достоверно установить верные номера счетов-фактур и идентифицировать их;
3) применение поставщиком "нелогичной нумерации" счетов-фактур;
4) несоответствие хронологической последовательности календарных дат, от которых выданы счета-фактуры, порядковым номерам этих счетов-фактур;
5) ошибка в номере счета-фактуры, вызванная сбоем компьютерной системы поставщика;
6) несовпадение даты и номера счета-фактуры покупателя и счета-фактуры, оставшегося у поставщика.
Есть судебные решения, в которых указывается, что ни п. 5 ст. 169 НК РФ, ни Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 не устанавливают правил нумерации счетов-фактур. Нарушение порядка нумерации не может являться основанием для отказа в вычете НДС.
Авторы разъясняют, что, поскольку правила нумерации отсутствуют, организация должна сама установить порядок присвоения номеров счетам-фактурам. Из разъяснений авторов можно выделить следующие рекомендации по нумерации счетов-фактур.
1. В качестве номера могут использоваться не только цифры, но и цифры с буквами. Возможно использование разделительных знаков.
2. Нумерация должна быть возрастающей и сквозной (т.е. без пропусков), но не хаотичной.
3. Периоды возобновления нумерации налогоплательщики вправе установить любым образом: в месяц, квартал, год и т.д. Есть пример судебного решения, подтверждающего, что возобновлять нумерацию каждый день правомерно.
Кроме того, есть судебные решения, подтверждающие, что не являются основанием для отказа в вычете или возмещении следующие обстоятельства:
1) несоответствие хронологической последовательности по датам выписки счетов-фактур;
2) расхождения номеров счетов-фактур, представленных в суд и указанных в книге покупок, если существовала возможность достоверно установить верные номера счетов-фактур и идентифицировать их;
3) применение поставщиком "нелогичной нумерации" счетов-фактур;
4) несоответствие хронологической последовательности календарных дат, от которых выданы счета-фактуры, порядковым номерам этих счетов-фактур;
5) ошибка в номере счета-фактуры, вызванная сбоем компьютерной системы поставщика;
6) несовпадение даты и номера счета-фактуры покупателя и счета-фактуры, оставшегося у поставщика.
Нумерация счет-фактур 2012 (2013) была рассмотрена в письме Минфин РФ от 15.05.2012 № 03-07-09/52. Ведомство пояснило, в порядковых номерах счетов-фактур разделительный знак не ставится, кроме тех случаев, когда организация:
осуществляет реализацию товаров через обособленные подразделения,
является участником товарищества или доверительным управляющим, исполняющим обязанности плательщиков НДС.
Помимо этого отметим иной информационный повод. Заполнение единицы измерения «экземпляр» в графе 2а счет-фактуры 2012 года вместо предусмотренных в ОКЕИ «штука» и « тысяча экземпляров», не препятствует вычету НДС. Об этом пояснила Елена Вихляева, главный специалист-эксперт отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.
А в завершение материала, в котором рассмотрена нумерация счет-фактур 2012 (2013), отметим следующий немаловажный момент. Графа 10 счет-фактуры была рассмотрена в письме Минфина России от 29.02.12 № 03-07-09/14. Ведомство пояснило, что отсутствие цифровых кодов и кратких наименований единой группы стран в Общероссийском классификаторе стран мира позволяет в счете-фактуре в графе 10 "Цифровой код" проставить прочерк, а в графе 10а "Краткое наименование" - наименование группы (союза) стран, указанное в таможенной декларации или счете-фактуре поставщика, реализующего импортные товары на территории РФ.
осуществляет реализацию товаров через обособленные подразделения,
является участником товарищества или доверительным управляющим, исполняющим обязанности плательщиков НДС.
Помимо этого отметим иной информационный повод. Заполнение единицы измерения «экземпляр» в графе 2а счет-фактуры 2012 года вместо предусмотренных в ОКЕИ «штука» и « тысяча экземпляров», не препятствует вычету НДС. Об этом пояснила Елена Вихляева, главный специалист-эксперт отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.
А в завершение материала, в котором рассмотрена нумерация счет-фактур 2012 (2013), отметим следующий немаловажный момент. Графа 10 счет-фактуры была рассмотрена в письме Минфина России от 29.02.12 № 03-07-09/14. Ведомство пояснило, что отсутствие цифровых кодов и кратких наименований единой группы стран в Общероссийском классификаторе стран мира позволяет в счете-фактуре в графе 10 "Цифровой код" проставить прочерк, а в графе 10а "Краткое наименование" - наименование группы (союза) стран, указанное в таможенной декларации или счете-фактуре поставщика, реализующего импортные товары на территории РФ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 августа 2012 г. N 03-07-11/284
В связи с письмом по вопросу отдельной нумерации счетов-фактур на авансы Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Согласно п. 8 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации форма счета-фактуры и порядок его заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. "а" п. 1 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, порядковые номера корректировочного счета-фактуры, счета-фактуры присваиваются в общем хронологическом порядке.
Таким образом, отдельная нумерация счетов-фактур на авансы данным Постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрена.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
10.08.2012
ПИСЬМО
от 10 августа 2012 г. N 03-07-11/284
В связи с письмом по вопросу отдельной нумерации счетов-фактур на авансы Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Согласно п. 8 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации форма счета-фактуры и порядок его заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. "а" п. 1 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, порядковые номера корректировочного счета-фактуры, счета-фактуры присваиваются в общем хронологическом порядке.
Таким образом, отдельная нумерация счетов-фактур на авансы данным Постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрена.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
10.08.2012
Я устанавливал последнее обновление комплексной автоматизации. Судя по разделу "что нового", они проблему единой нумерации уже решили.
А кроме того, вроде как и должна быть единая нумерация, а ответственность за ее отсутствие не предусмотрена. Так что особо нечего опасаться.
А кроме того, вроде как и должна быть единая нумерация, а ответственность за ее отсутствие не предусмотрена. Так что особо нечего опасаться.
Да вообще ничего не делать.
Когда Вас будут проверять, то накажут за невыставление счетов-фактур и не отражение в декларации, а если все выставлены и как зря пронумерованы. Что они сделают: исключат суммы из графы "К уплате"?
Когда Вас будут проверять, то накажут за невыставление счетов-фактур и не отражение в декларации, а если все выставлены и как зря пронумерованы. Что они сделают: исключат суммы из графы "К уплате"?
Для получения уведомлений об ответах подключите телеграм бот:
Инфостарт бот