Компания Google обновила алгоритмы для поиска по русскоязычным сайтам. Это крупнейший апдейт системы за последние пять лет. Его главная цель – улучшить результаты выдачи.
Значительное нововведение
Google сообщил, что добавил алгоритм BERT в свою поисковую систему для веб-ресурсов на русском языке. Технология усовершенствует механизмы машинного обучения поисковика и позволит лучше понимать запросы пользователей благодаря комплексному анализу вводимых слов. По словам Панду Найака, вице-президента Google, это обновление стало крупнейшим за последние пять лет, а разработка самого алгоритма – грандиозный успех для всей компании.
Технология BERT (Bidirectional Encoder Representations from Transformers) представлена Google в прошлом году. Она использует возможности нейросетей для предварительного обучения обработке текста на естественном языке. Алгоритм годится не только для формирования поисковой выдачи, но и создания любых других сервисов, работающих с пользовательским контентом по формуле «вопрос-ответ».
С декабря этого года возможности BERT начали использоваться и для обработки русскоязычного сегмента Google.
Как работает технология
Результат поиска зависит от того, какие ключевые слова заданы системе. Чаще всего поисковики просто формируют выдачу по релевантности контента сайтов в базе запросу пользователя. Однако такой подход достаточно ограничен в своих возможностях и не учитывает контекст используемых фраз.
«Когда люди открывают страницу Google Поиска, они не всегда знают, как лучше сформулировать запрос: иногда они не могут подобрать нужные слова или не помнят, как пишутся те или иные термины», – поясняет проблему Панду Найк.
Алгоритм BERT – это двунаправленная технология обработки языка. Она способна не только анализировать отдельные слова в поисковом запросе, но и учитывать порядок, интерпретировать их по отношению друг к другу. Подобная система гораздо лучше понимает, какая именно информация нужна пользователю вне зависимости от того, каким образом была составлена фраза. Алгоритм одинаково хорошо справляется с запросом и в формате набора ключевых слов, и в виде простых вопросов.
В качестве примера работы технологии Google приводит результаты выдачи по запросу «Может ли преподаватель выгнать студента с занятия?». Старый алгоритм давал ответ на вопрос «Имеет ли преподаватель право не пустить студента на пару?», что имеет другой смысл. BERT обрабатывает фразу пользователя более правильно, помещая на первую строку подходящий контент.
Что изменится для сайтов
Представители Google никак не прокомментировали влияние нового алгоритма на поисковый трафик для сайтов. Однако они уточнили, что результаты работы BERT должны повысить эффективность поиска по непопулярным низкочастотным запросам. Также технология будет задействована для формирования «нулевой» выдачи – случая, когда Google не может найти релевантные сайты и выводит наиболее близкие к запросу результаты.