Лицензирование 1С

1. ovasiliev 6 25.11.19 08:28 Сейчас в теме
В своё время столкнулся с тем, что вопросы лицензирования различных продуктов в 1С достаточно сложны для того, чтобы в них и не каждый франч разбирался толком. Способствует этому то, что в документах 1С эта информация весьма разрознена, её затрагивают многие отдельные письма 1С, а в ряде случаев информацию приходится буквально вычитывать между строк. Это подтверждают и регулярные вопросы, возникающие в сообществе на эту тему.
Предлагаю максимально краткое резюме на эту тему.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Предметом продажи продуктов 1С являются неисключительные права на их использование. При этом отдельно рассматриваются как права на использование платформы и конфигураций, так и права на получение обновлений и сопутствующих услуг.
Права на платформу и конфигурации являются бессрочными, а права на получение обновлений и сопутствующих услуг – в зависимости от используемой конфигурации, бессрочные на время поддержки продукта или периодические. Периодические права на получение обновлений и сопутствующих услуг предоставляются в рамках подписок на ИТС (информационно-технологическое сопровождение).
С точки зрения лицензирования платформа текущих версий выпускается в двух вариантах – «1С:Предприятие 8» и «1С:Предприятие 8 КОРП». Конфигурации же могут быть «Базовые», «ПРОФ» и «КОРП», а также «типовые» и «отраслевые».
Понятия «КОРП» применительно к платформе и конфигурациям – абсолютно разные, имеют различный смысл и друг с другом не связаны. С точки зрения лицензирования «ПРОФ» и «КОРП» версии конфигураций ничем не отличаются, в то время как платформа версии «КОРП» требует специальных лицензий уровня «КОРП». Компании-партнёры 1С для продажи этих лицензий должны обладать компетенциями и статусом 1С:КОРП. Возможность же работы с различными конфигурациями от версии платформы не зависит.

«Типовые» конфигурации 1С поддерживаются, как правило, самой компанией 1С и в основном являются продуктами её собственной разработки («типовыми» и «нетиповыми» ещё называют стандартные или доработанные конфигурации поставщика, но это другие понятия, и к лицензированию они отношения не имеют). Поставки «типовых» конфигураций 1С всегда включают в себя платформу 1С:Предприятие и лицензируются на её уровне. То есть, если имеется рабочее место (компьютер) с установленной на нём платформой и на неё получена лицензия (запрос программной лицензии происходит в момент первой попытки открыть этой платформой какую-нибудь информационную базу, аппаратная лицензия требует только предварительной установки драйвера, который устанавливается вместе с платформой), то с этого рабочего места можно открыть сколько угодно «типовых» информационных баз – дополнительных лицензий для этого не потребуется. При этом при работе в одной локальной сети достаточно приобрести по одной поставке каждой конфигурации, которые будут использоваться в сети – самих информационных баз из этих конфигураций можно создать и использовать в этой локальной сети неограниченное количество без нарушения условий лицензирования. Для этого достаточно приобрести дополнительные лицензии по количеству рабочих мест, а если используется клиент-серверный метод работы, то и лицензию на каждую отдельную копию серверной платформы 1С:Предприятие в кластере. При этом количество организаций, учёт по которым будет вестись в имеющихся базах 1С, значения не имеет. Если же одна и та же организация имеет несколько разобщённых локальных сетей (сетей, между которыми отсутствует связь, или которые разобщены сетевым оборудованием сторонних операторов) или отдельных компьютеров, даже в пределах одного здания, она должна приобретать отдельные поставки используемых конфигураций 1С для каждой из этих сетей или компьютеров.

В случае клиент-серверного метода работы лицензии могут получаться как однопользовательские на рабочих местах, так и многопользовательские на сервере. При использовании лицензий на сервере лицензируются сеансы соединения пользовательской платформы с каждой одновременно открытой информационной базой, то есть на каждый такой открытый сеанс отбирается одна лицензия. Если количество занятых лицензий в сети достигает установленного максимума, дальнейшее подключение пользователей становится невозможным. Локальная же лицензия на рабочем месте позволяет открыть на этом компьютере неограниченное количество баз.
При работе в веб-клиенте также отбирается лицензия на каждый сеанс, подключения к WEB и HTTP - сервисам тоже требуют лицензию на время выполнения запроса.

«Отраслевые» конфигурации, как правило, разработаны партнёрами 1С. В поставки таких конфигураций, имеющих сертификат «1С:Совместно», входит платформа 1С:Предприятие и собственно конфигурация. Для защиты авторских прав компании 1С и компании-партнёра используется двойное лицензирование – в комплект поставки входят отдельно стандартная лицензия 1С:Предприятие для платформы и отдельно «отраслевая» лицензия для защиты конфигурации. Также некоторые отраслевые конфигурации предлагаются к поставке без платформы, с одной только отраслевой лицензией. Такие поставки приобретаются теми пользователями, которые лицензию на платформу уже приобрели в составе другой поставки.
Каждое дополнительное рабочее место отраслевых конфигураций лицензируется также двумя лицензиями – стандартной лицензией 1С:Предприятие и отраслевой дополнительной клиентской лицензией.
Механизм работы с лицензией платформы 1С:Предприятие реализован в самой платформе, для администрирования отраслевых лицензий используется отдельный программный пакет, входящий в поставку отраслевой конфигурации – сервер SLK.

При переустановке продукта или апгрейде компьютера требуется восстанавливать лицензию с помощью резервного пин-кода из комплекта поставки, если же резервные пин-коды закончились, их нужно запрашивать у разработчика согласно установленной процедуре.

Отдельно надо рассматривать лицензирование базовых версий продуктов. В связи с ограничением функциональности их использования для них получается специальная лицензия, не позволяющая открывать полнофункциональные базы. Однако, стандартной лицензией базовую конфигурацию открыть можно. Базовую лицензию можно установить три раза (каждая новая установка деактивирует предыдущую), затем комплект поставки необходимо приобретать заново.

Каждая поставка, имеющая отдельный артикул в ценовом листе 1С, имеет свой уникальный регистрационный номер. Главным носителем этого номера является регистрационная карточка продукта, отрывным корешком которой является регистрационная анкета. При покупке продукта 1С эту анкету необходимо заполнить и отправить письмом в компанию 1С (для этого к комплекту прилагается пустой конверт с уже напечатанным адресом) для регистрации пользователя и продукта в учётной системе 1С. Нормально работающий франчайзи при продаже самостоятельно заполняет эту анкету, регистрирует продукт через свой личный кабинет в системе поддержки 1С и отправляет анкету в 1С по своим каналам связи.
После регистрации у пользователя появляется возможность самостоятельного получения обновлений для своего продукта, для этого ему необходимо зарегистрироваться на сайте поддержки пользователей portal.1c.ru и зарегистрировать в своём личном кабинете свой продукт (для регистрации на портале к ПРОФ версиям прикладывается отдельный конверт с пин-кодом, для регистрации базовых используется тот же пин-код, что и для активации лицензии). Для получения обновлений базовых версий больше ничего не требуется, для версий ПРОФ требуется наличие подписки 1С:ИТС, для обновления отраслевых версий, помимо 1С:ИТС, требуется ещё сервис обновлений от разработчика – обычно это ИТС Отраслевой соответствующей категории.
Для пользователей ряда программных продуктов 1С предусмотрена возможность апгрейда – замены имеющегося у них комплекта на логически расширяемый по функционалу или радикально обновлённый продукт с зачётом стоимости предыдущего комплекта. При этом в компанию 1С сдаются лицензионные карточки предыдущего комплекта.

Получение обновлений без дополнительной оплаты возможно только для пользователей базовых версий продуктов. Для остальных продуктов обновления доступны только для зарегистрированных пользователей, заключивших договор на сопровождение, включающее в себя 1С:ИТС – стандартное сопровождение компании 1С. Для отраслевых продуктов обычно нужен также ИТС отраслевой – от компании-разработчика именно этого отраслевого решения, то есть для сопровождения отраслевого продукта необходимо иметь подписку на два ИТС – 1С:ИТС и отраслевой. При этом, если на одну организацию зарегистрировано несколько продуктов, то подписка 1С:ИТС позволяет получать обновления для всех разноимённых типовых продуктов, работающих в одной локальной сети, а если продукты одноимённые – то подписку 1С:ИТС необходимо приобретать для каждого из них. Для отраслевых ИТС всё наоборот – для всех одноимённых отраслевых продуктов, зарегистрированных на одну организацию и работающих в одной локальной сети, достаточно одного отраслевого ИТС (при наличии 1С:ИТС для каждого из них), а для разноимённых продуктов необходимо приобретать отраслевой ИТС для каждого (1С:ИТС достаточно одной подписки).

В 1С различаются "основные" и "дополнительные" поставки. Основные - это сами прикладные решения, дополнительные - то, что используется вместе с ними, например, дополнительные пользовательские или серверные лицензии. 1С не продаёт лицензии отдельно от основных поставок. Нельзя купить отдельно, скажем, лицензию на сервер. Для покупки дополнительных лицензий необходимо или уже иметь зарегистрированную на клиента основную поставку, или заказывать лицензии вместе с ней

Для некоторых позиций ценового листа 1С существуют особые условия лицензирования и поддержки, поэтому особенности поставки и подключения подписок и сервисов ИТС необходимо уточнять у разработчика.
Ежеквартально компания 1С рассматривает вопросы по изменению текущих правил лицензирования.
По теме из базы знаний
Ответы
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
2. YannikAlx 43 25.11.19 09:16 Сейчас в теме
Вы зачем-то создали вопрос....

Если решили поделиться наболевшим - измените вид темы, или задайте ваш вопрос...
Оставьте свое сообщение

Для получения уведомлений об ответах подключите телеграм бот:
Инфостарт бот