1. ctpek03a 20.08.12 11:51 Сейчас в теме

Компенсация работникам медосмотра

У нас на предприятии перед устройством на работу работники самостоятельно проходят предварительный медосмотр, а после приема предприятие компенсирует работникам расходы на медицинский осмотр.
Подскажите, облагается такая компенсация НДФЛ, взносами в ФСС, ФСС от НС и ПЗ, ФФОМС, взносами в ПФР ?
Ответы
Избранное Подписка Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
3. Ирина1978 20.08.12 14:14 Сейчас в теме
КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, НАПРАВЛЯЕМЫМ НА МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР (ОБСЛЕДОВАНИЕ)


ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников. На период прохождения медосмотров (обследований) работникам полагаются компенсационные выплаты. К компенсационным выплатам, связанным с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, можно отнести расходы по проведению обязательных предварительных (при поступлении на работу, в случае приема на работу) и периодических (в течение действия трудового договора) медосмотров (обследований) работников, оплаченные организацией в случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами (включая медосмотры работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта)).
В данной статье рассмотрим правовые основы проведения медосмотров (обследований) работников организации и их гарантий, порядок отражения расходов на прохождение медосмотров в бухгалтерском учете организации и особенности налогообложения, а также ответственность работодателя при невыплате компенсаций работникам, направляемым на медосмотр (обследование).

Обязанность проведения медосмотров некоторых категорий работников предусмотрена статьей 213 ТК РФ. Согласно данной статье работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медосмотры (обследования) для определения пригодности данных работников для выполнения поручаемой им работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обязанность работников проходить, в установленном порядке медицинское освидетельствование при поступлении на работу предусмотрена Приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 14.03.1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии".
Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические осмотры (обследования) утвержден Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 83 "Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" (далее - Приказ N 83).
Статьей 219 ТК РФ предусмотрено право работника на внеочередные медосмотры (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Обратите внимание!
Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры (обследования), а также внеочередные медосмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, является обязанностью работника, а не его правом (статья 214 ТК РФ).
Если работник уклоняется от прохождения медосмотров, то работодатель обязан отстранить его от работы (не допускать к работе). В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется (статья 76 ТК РФ).
Если работодатель не обеспечил своевременное прохождения обязательного медосмотра работниками, то его можно привлечь к административной ответственности. Согласно статье 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от ста до пятисот рублей;
- на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 185 ТК РФ предусматривает гарантии работникам, направляемым на медосмотр (обследование), согласно которой на время прохождения медосмотра (обследования) за работниками, обязанными в соответствии с ТК РФ проходить такой осмотр (обследование), сохраняется средний заработок по месту работы.
Правила исчисления среднего заработка для расчета выплат, предусмотренных ТК РФ, регламентируются Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 г. N 922. В этом документе приведены перечни выплат, принимаемых в расчет и исключаемых из расчета среднего заработка, установлены правила учета премий и вознаграждений при исчислении среднего заработка, определены особенности исчисления среднего заработка для выплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.

Порядок отражения расходов на прохождение медосмотров в бухгалтерском учете организации.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций установлены Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.1999 г. N 33н (далее - ПБУ 10/99).
В соответствии с нормами указанного бухгалтерского стандарта расходы организации на проведение медосмотров своих работников принимаются к бухгалтерскому учету в полном объеме и отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности. Это вытекает из пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99.
В соответствии с пунктом 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете организации только при одновременном выполнении следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Если хотя бы одно условие не выполнено, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность. Порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен пунктом 18 ПБУ 10/99, то есть расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Датой признания в бухгалтерском учете расходов на проведение медосмотров является день представления заключительного акта медицинской организацией.
В случае, если работник проходил медосмотр в медицинском учреждении, с которым у работодателя заключен договор, то расходы отражаются в бухгалтерском учете на соответствующем счете учета затрат в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 г. N 94н (далее - План счетов), для отражения расходов по обычным видам деятельности у организаций предусмотрен счет 44 "Расходы на продажу". По дебету указанного счета отражаются суммы произведенных расходов, связанных с продажей товаров, которые в дальнейшем списываются в полном объеме в дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж". Исключением являются лишь суммы транспортных расходов, списание которых производится частично - расходы на транспортировку распределяются между реализованным товаром и остатком товара на конец каждого месяца.
В бухгалтерском учете организации отражение расходов на прохождение медосмотров производится при помощи следующих записей:

Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"


расходы на проведение медосмотра учтены в составе расходов на продажу

Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"


включена в состав расходов на продажу сумма среднего заработка, начисленного работникам за время прохождения медосмотра

Дебет 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж" Кредит 44 "Расходы на продажу"


расходы организации на прохождение медосмотра списаны на себестоимость проданных товаров


Если же работник самостоятельно прошел медосмотр при поступлении на работу, то работодатель, компенсируя расходы на медосмотр работнику (при наличии подтверждающих документов), отражает их в составе расходов в корреспонденции с кредитом счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".

Пример


ООО "Медицина" заключило договор с медицинским учреждением на проведение медосмотров.
В августе текущего года был проведен периодический медосмотр работников организации, стоимость которого составила 30 000 руб.
Кроме этого, организация приняла на работу новых сотрудников, которые прошли предварительный медосмотр самостоятельно, при этом она компенсировала им расходы в размере 5 000 руб.
В сентябре текущего года организация направила на предварительный медосмотр соискателей, которые не были приняты на работу. Расходы по такому медосмотру составили 3 000 руб.

В бухгалтерском учете ООО "Медицина" данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:

- в августе текущего года:

Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 30 000 руб. - отражены расходы на прохождение периодического медосмотра сотрудниками организации в медицинском учреждении
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 51 "Расчетные счета" 30 000 руб. - оплачены услуги медицинскому учреждению
Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" 5 000 руб. - оплачены расходы по прохождению медосмотра работниками самостоятельно
Дебет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" Кредит 50 "Касса" 5 000 руб. - компенсированы затраты работникам


- в сентябре текущего года:

Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 3 000 руб. - отражены расходы на прохождение медосмотра соискателей
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 51 "Расчетные счета" 3 000 руб. - оплачены услуги медицинскому учреждению


Рассмотрим порядок возмещения расходов на медосмотр работникам, если прохождение медосмотра не предусмотрено трудовым законодательством.
В этом случае расходы, связанные с возмещением работнику стоимости медосмотра, можно отнести к прочим расходам на основании пункта 11 ПБУ 10/99.
В бухгалтерском учете, согласно Плану счетов, затраты, произведенные за счет прибыли, относятся на счет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы".

Пример


По инициативе работодателя сотрудники ООО "Медицина" прошли медосмотр. Прохождение медосмотра не предусмотрено трудовым законодательством. Стоимость медосмотра составила 20 000 руб.
Время прохождения медосмотра было компенсировано сотрудникам из расчета среднего заработка в размере 10 000 руб.

В бухгалтерском учете ООО "Медицина" данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:

Дебет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 20 000 руб. - отражены расходы на проведение медосмотра сотрудников
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Дебет 51 "Расчетные счета" 20 000 руб. - оплачены услуги лечебного учреждения
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" 10 000 руб. - начислена средняя заработная плата за время прохождения медосмотра работникам организации


Порядок налогообложения расходов на проведение обязательных медосмотров.
В части налогообложения расходов на проведение обязательных медосмотров налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 209 НК РФ объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение, которыми у него возникло (пункт 1 статьи 210 НК РФ).
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению, приведен в статье 217 НК РФ. В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Следовательно, расходы на обязательные медосмотры, произведенные в целях охраны труда, не подлежат налогообложению НДФЛ.

Что касается налогообложения компенсации работникам, направленным на медосмотр (обследование) страховыми взносами во внебюджетные фонды отметим следующее.
С 01.01.2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), который заменил уплату единого социального налога (далее - ЕСН) страховыми взносами во внебюджетные фонды.
Как и в случае с ЕСН, объектом обложения страховыми взносами признаются среди прочего выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (пункт 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ).
В связи с этим по аналогии с ЕСН, поскольку затраты работодателя на проведение медицинских осмотров работников являются производственными расходами организации, необходимыми для осуществления ее деятельности, и не зависят от положений трудовых договоров работника с работодателем, такие суммы затрат не подлежат обложению страховыми взносами.
О том, что суммы, связанные с оплатой медицинских осмотров работников, не являются объектом обложения ЕСН, сказано и в Письмах Минфина Российской Федерации от 21.11.2008 г. N 03-03-06/4/84, УМНС Российской Федерации по городу Москве от 07.10.2004 г. N 28-11/64374.
Арбитражные суды придерживались аналогичной точки зрения. Так, например, судьи ФАС Центрального округа в Постановлении от 30.05.2003 г. по делу N А54-225/03-С3 также считали, что суммы, перечисленные обществом за периодические медицинские осмотры своих работников, не включаются в налоговую базу по ЕСН. При этом в обоснование своей позиции они ссылались на подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, согласно которому не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в том числе, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. В свою очередь выплаты, возникшие при оплате медицинских осмотров, носят компенсационный характер и связаны с выполнением физическими лицами трудовых обязанностей.
Такие же аргументы в свое время приводили и финансовые органы (Письмо Минфина Российской Федерации от 05.03.2005 г. N 03-03-01-04/1/100). В Законе N 212-ФЗ аналогичная норма тоже есть. В соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 этого Закона не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 184 "Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" данные выплаты не облагаются взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

О порядке налогообложения налогом на прибыль расходов на проведение обязательных медосмотров даны разъяснения в Письмах Минфина Российской Федерации от 05.10.2009 г. N 03-03-06/1/638, от 07.08.2007 г. N 03-03-06/1/543, от 05.03.2005 г. N 03-03-01-04/1/100.
Согласно разъяснениям Минфина Российской Федерации расходы на проведение обязательных медосмотров, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития Российской Федерации или Минздрава Российской Федерации, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ. При этом указанные затраты должны быть документально подтверждены, экономически обоснованны и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (пункт 1 статьи 252 НК РФ).
Аналогичные выводы были сделаны и судебными органами в Постановлении ФАС Поволжского округа от 17.02.2005 г. по делу N А55-10635/04-34.
Отметим, что сумма среднего заработка, сохраняемого за работником в период прохождения медосмотра, может быть учтена налогоплательщиком, как в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ, так и в составе расходов на оплату труда на основании статьи 255 НК РФ. Если некоторые расходы, произведенные налогоплательщиком, с равными основаниями могут быть отнесены к нескольким группам расходов, то в этом случае налогоплательщик вправе самостоятельно определить в составе каких расходов он будет учитывать данные расходы (пункта 4 статьи 252 НК РФ).
Расходы на проведение обязательных предварительных медосмотров работников, принимаемых на работу, могут быть отнесены к прочим расходам. На это указывает Письмо Минфина Российской Федерации от 06.10.2009 г. N 03-03-06/1/648, в котором также сказано, что затраты на предварительный медицинский осмотр лиц, которые по результатам осмотра или по иным основаниям не были приняты на работу, также учитываются для целей налогообложения прибыли.
Вместе с тем, если прохождение медосмотров (обследований) не является для работников обязательным, то такие расходы не учитываются при налогообложении прибыли, поскольку не могут быть признаны обоснованными. Такое мнение высказано в Письмах Минфина Российской Федерации от 05.10.2009 г. N 03-03-06/1/638, от 05.03.2005 г. N 03-03-01-04/1/100, а также а Письмо УФНС Российской Федерации по городу Москве от 04.08.2006 г. N 09-14/069136. Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.01.2007 г. N А33-32437/05-Ф02-7147/06-С1 по делу N А33-32437/05. Так, в нем сказано, поскольку для работников бухгалтерии не предусмотрено обязательное проведение медосмотров, то расходы на их проведение по инициативе работодателя не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Ответственность работодателя при невыплате компенсаций работникам, направляемым на медосмотр (обследование).
Статьей 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Согласно данной статье при нарушении работодателем:
- установленного срока выплаты заработной платы;
- оплаты отпуска;
- выплат при увольнении;
- других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты денежной компенсации возникает у работодателя независимо от наличия его вины.
При этом согласно статье 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора должна доказать размер причиненного ей ущерба.
Более того, статьей 237 ТК РФ предусмотрено возмещение морального вреда, причиненного работнику. Моральный вред, причиненный работнику работодателем (неправомерными действиями или бездействием), возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае же возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения устанавливаются судом.

Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ. Согласно пункту 1 данной статьи нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Пунктом 2 статьи 5.27 КоАП РФ установлено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат свыше 2 месяцев предусмотрена статьей 145.1 УК РФ.
Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации, работодателем - физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается:
- штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;
- или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;
- или лишением свободы на срок до 2 лет (пункт 1 статьи 145.1 УК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 145.1 УК РФ то же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается:
- штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
- или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности;
- или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
5. astrat 22.11.12 17:11 Сейчас в теме
Статья 185 ТК РФ предусматривает гарантии работникам, направляемым на медосмотр (обследование), согласно которой на время прохождения медосмотра (обследования) за работниками, обязанными в соответствии с ТК РФ проходить такой осмотр (обследование), сохраняется средний заработок по месту работы.
Правила исчисления среднего заработка для расчета выплат, предусмотренных ТК РФ, регламентируются Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 г. N 922. В этом документе приведены перечни выплат, принимаемых в расчет и исключаемых из расчета среднего заработка, установлены правила учета премий и вознаграждений при исчислении среднего заработка, определены особенности исчисления среднего заработка для выплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.
Оставьте свое сообщение
Новые вопросы с вознаграждением
Автор темы объявил вознаграждение за найденный ответ, его получит тот, кто первый поможет автору.

Вакансии

Автор новостных обзоров на тему 1С и бухучета
Санкт-Петербург
По совместительству

Специалист внедрения и сопровождения 1С
Москва
зарплата от 80 000 руб.
Полный день

Product Owner (Менеджер по продукту 1С)
Москва
зарплата от 100 000 руб. до 170 000 руб.
Полный день

Тим лид по разработке 1С (Team Lead 1С)
Москва
зарплата от 100 000 руб. до 200 000 руб.
Полный день

Программист, аналитик, эксперт 1С
Санкт-Петербург
По совместительству