Подскажите, пожалуйста,какую форму путевого листа грузового автомобиля использовать?
У нас ООО, покупаем материалы и сами забираем у поставщиков на своей машине.
Машина ГАЗ 3302 - небольшой открытый грузовичек, за рулем штатный сотрудник.
Для грузовых а/м есть две формы - сдельная и повременная или можно разработать свою.
Заранее благодарна.
Форма путевого листа не является унифицированной. Главное указать реквизиты компании, марку авто, госномер, данные сотрудника/водителя, № водительского удостоверения, вести нумерацию путевых листов, поездки оформляются в пределах дня/смены. Показания спидометра при выезде/возврате. Откуда/куда ездил, название организации, адрес, цель поездки, пробег, км. Указываете общий пробег, по утвержденному приказом тарифу рассчитываете сумму по документу.
А один из них под себя можно доработать. Дело в том, что в повременном только до двух заказчиков. И еще какие то отрывные талоны. Мы же не транспортное предприятие.
Доработать можно. Делайте лучше внешнюю печатную форму и включайте ее в предприятие. Для этого ее можно записать по пути Сервис-внешние формы и обработки-внешние формы.
Там можно указать для какого документа будет использоваться эта печатная форма. Это очень удобно и не придется менять ничего в конфигураторе.
Тем более это удобно для базовых конфигураций, ведь в них нельзя менять конфигурацию.
Многие неопытные бухгалтеры считают, что путевые листы можно составлять не только по неунифицированной форме, но и сразу за целый месяц. Такае популярная позиция базируется на многочисленных путаных письмах Минфина Российской Федерации. Однако такой «самодельный» путевой лист на деле создает ряд очевидных проблем.
Первые разъяснения о возможности неприменения унифицированной формы путевого листа содержит письмо Минфина России от 20 сентября 2005 г. № 03-03-04/1/214. А затем эта позиция поддерживалась и развивалась в других письмах финансового ведомства - от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129 и от 7 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/327.
Однако не все бухгалтеры обратили внимание, что эти разъяснения чиновников затрагивают исключительно путевой лист легкового автомобиля. С непростительным невниманием к руководящему мнению отнеслись и налоговые органы. УФНС России по городу Москве в письмах от 14 ноября 2006 г. № 20-12/100253 и от 19 июня 2006 г. № 20-12/54213@ допускает самостоятельно разработанные формы путевых листов уже для всех автомобилей. То есть трактует мнение Минфина более широко, выходя за рамки своих полномочий (письмо Минфина России от 6 мая 2005 г. № 03-02-07/1-116).
Суть рекомендаций официальных органов сводится к тому, что применять унифицированные формы путевых листов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 (далее - постановление № 78), в целях налогового учета необязательно. Бухгалтерии могут ограничиться самостоятельно разработанными формами первичных учетных документов, утвердив их в учетной политике предприятия.
Обратите внимание
Пункт 15 инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 гласит: «Все организации, имеющие как собственные, так и арендованные грузовые автомобили, обязаны при выпуске автомобиля на линию выдавать водителю путевой лист соответствующей формы. Выпуск грузового автомобиля на линию без путевого листа утвержденной формы категорически запрещается».
«Самодельные» путевые листы можно оформлять ежемесячно. Правда, такая «самодеятельность» разрешена только организациям, не являющимся автотранспортными.
Первая правоприменительная проблема «самодельных» путевых листов заключается в том, что понятие автотранспортных организаций нормативно не определено. Но Устав автомобильного транспорта РСФСР (утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12) приравнивает к автотранспортным и неспециализированные предприятия, имеющие автомобили. Кроме того, на унифицированных бланках указано, что путевые листы всех автотранспортных средств являются типовыми межотраслевыми формами.
Вторая проблема в том, что путевой лист является документом, предусмотренным Правилами дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, далее - ПДД). И вряд ли инспектор ГИБДД удовольствуется сокращенной формой, разработанной предприятием. Согласитесь, кто же на трассе станет вникать в индивидуальные особенности учетной политики.
В дорогу - только с путевым листом
Стремление бухгалтеров упростить ведение путевых листов объясняется тем, что в небольших фирмах обязанности по заполнению этих форм ложатся на их плечи. Ну а постановление № 78 гласит, что путевой лист выписывается диспетчером или уполномоченным лицом.
Значит, соответствующие полномочия бухгалтера должны быть утверждены распорядительным документом по организации. Однако не нужно забывать, что назначение путевого листа не сводится к учету расхода горючего. После регистрации в журнале учета движения путевых листов (по унифицированной форме № 8) он выдается водителю под расписку и сопровождает его в поездке.
Помимо налоговых инспекторов, путевыми листами интересуются инспекторы ГИБДД. Согласно пункту 2.1.1 ПДД, водитель обязан иметь при себе путевой лист и передавать его для проверки работникам милиции по их требованию.
Правда, ПДД содержат неопределенную оговорку: лист необходим «в установленных случаях». А в каких именно? Прежде всего, путевой лист нужен, если у водителя нет доверенности на право управления транспортным средством. Значит, при эксплуатации легкового автомобиля по доверенности от организации без путевого листа в дороге и впрямь можно обойтись. Но самодельный «бухгалтерский» путевой лист доверенность не заменит. И тогда водителю грозит административный штраф по статье 12.3 КоАП РФ в размере 50 рублей.
Зато при грузоперевозках унифицированный путевой лист незаменим. В пункте 2.1.1 ПДД указано, что водитель в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, должен иметь путевой лист и передавать его для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Обязательность путевого листа при перевозке грузов товарного характера установлена пунктами 47 и 50 Устава автомобильного транспорта РСФСР. При этом применяются единые формы путевых листов и действуют общие правила их заполнения, но никак не варианты, утвержденные руководителем фирмы.
Нужно ли делать двойную работу?
Минфин России однозначно ответил на вопрос о применении самодельных месячных путевых листов в письме от 15 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/363. Они допускаются для легкового автомобиля, управляемого сотрудником по доверенности и не осуществляющего перевозки грузов или пассажиров. Более того, такие листы предназначены для подтверждения расходов на горючее в целях налогообложения прибыли. И оснований для применения этих документов за пределами данной конкретной ситуации не имеется.
Обратите внимание, что постановление № 78 предписывает хранить путевые листы грузового автомобиля совместно с товарно-транспортными накладными для возможности их одновременной проверки. В путевом листе по форме № 4-п вписываются номера товарно-транспортных документов. Не нужно также забывать, что в путевых листах ведется учет работы водителя. А значит, они могут быть предметом проверки трудовой инспекции.
Ну и требование о прохождении предрейсовых медицинских осмотров водителей никто не отменял (п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Согласно письму Минздрава России от 21 августа 2005 г. № 2510/9468-03-32, водители проходят медосмотр с предъявлением путевого листа перед каждой поездкой, то есть ежедневно.
В итоге мы видим, что «самодельный» путевой лист не исчерпывает многообразия ситуаций, связанных с эксплуатацией автотранспорта. А бездумное стремление бухгалтера «упростить» унифицированные формы может не только обернуться бесполезной двойной работой, но и повлечь финансовые санкции.
У меня тоже вопрос по путевому листу грузового автомобиля. В нашей орг-ции 3 автомобиля ГАЗель (2 грузо-пассажирских и 1 пассажирский). Автомобили в аренде, а водители в штате на окладе. Я правильно понимаю: 1) ГАЗель грузо-пассажирская считается грузовым автомобилем и путевые листы на него нужно заполнять ежедневно по форме 4-С? 2)ГАЗель пассажирская считается легковым автомобилем и пут.листы на него нужно заполнять ежедневно по форме №3?
Путевые листы.
Расходы на горюче-смазочные средства могут быть признаны на основании документов, содержащих данные о фактическом пробеге и расходе топлива, а также подтверждающих производственный характер маршрута следования автотранспорта.
Документом, наиболее полно отражающим перечисленную информацию, является путевой лист автомобиля (форма утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78).
Минфин России в письме от 07.04.06 № 03-03-04/1/327 указал, что форма путевого листа легкового автомобиля носит обязательный характер лишь для автотранспортных организаций. Остальные организации могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы на покупку ГСМ, в которой должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Аналогичная точка зрения содержится и в письме УФНС России по г. Москве от 07.07.08 № 20-12/064123.2.
Арбитражные суды указывают на то, что указанная форма носит обязательный характер только для автотранспортных организаций, а, следовательно, отсутствие каких-то реквизитов в путевом листе не говорит о неподтвержденности транспортных расходов (постановления ФАС Московского округа от 26.08.10 № КА-А41/9668-10, 18.11.09 № КА-А40/12213-09; постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.06.09 по делу № А56-20450/2008).
Итак, путевой лист должен составляться, но предприятия, не являющиеся автотранспортными, не обязаны придерживаться унифицированной формы.
________________________________________
Тем не менее, во избежание возможных конфликтов, без необходимости унифицированную форму лучше не корректировать.
________________________________________
Как правило, путевой лист выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом, действителен только на один день или смену. На более длительный срок лист выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены). В путевом листе обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.
Однако Минфин России в письме от 07.04.06 № 03-03-04/1/327 разъяснил, что путевые листы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенного расхода. К аналогичным выводам пришел и ФАС Центрального округа (постановление от 04.04.08 по делу № А09-3658/07-29).
В путевом листе необходимо указать начальный и конечный остаток топлива в баке, его расход, а также маршрут следования. Отражать в путевом листе данные о маршруте автомобиля нужно для того, чтобы подтвердить, что тот используется именно в производственных целях.
Для контроля за движением путевых листов, выданных водителям, и сдачей обработанных путевых листов в бухгалтерию применяется журнал учета движения путевых листов.
(11) Ludmilka, думаю легковым считать, до 3,5 тонн, по крайней мере водительское удостоверение категории "B" для газели, как для легкового автомобиля. Я так езжу. ))))))
Помнится писал когда-то для ПУБа документ, формурующий путевые листы. Там форма была "от балды", придуманная главбухом и согласованная начальником транспортного участка. Так вот, наши водилы ездили по всей европейской части России, ни у кого никогда не возникало вопросов, по поводу того унифицированная она или нет.
Добрый день. Форму путевого листа действительно можно доработать, но его нужно тогда прописать в учетной политике и он действительно нужен для списания ГСМ ну и для сотрудников ГАЙ.
Форму путевого листа можете менять на свое усмотрение. Форму "Путевой лист грузового автомобиля (форма 4с)" используют только транспортные компании. Вы же обязаны вести путевые листы для списания ГСМ и отражать эти расходы, как принятые, будь у вас ОСН или УСН, без учета путевых листов расходы по ГСМ принимать нельзя.
Грузовая-легковая не подразделяется по категории водит. удостоверения. Бывает и Ока грузовая - модификации пикап/фургон.
Газель грузопассажирская - это скорее всего грузовая машина, а газель пассажирская - легковая при условии что в ней 8 мест, не считая водительского. И всё они - категории В (до 3,5 тонн).
Если в газели пассажирских мест более 8 - то это уже автобус кат. D.
Автомобиль (и легковой, и грузовой, и микроавтобус с 8 пассажирскими местами) массой свыше 3,5 тонн - кат. С.
Автобус, как уже было сказано выше, это если пассажирских мест более 8 независимо от массы ТС.
Форд Транзит, в не зависимости от его массы (кат. В или кат. С), если там нет пассажирских мест (кроме тех, что рядом с водителем и, максимум, один ряд за водителем - грузопассажирский вариант) - ЭТО ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ.
Добрый день !Подскажите пжл где сбились настройки ? При выписки путевого листа на 1 день ( например 11.08.2021 ) сверху в шапке прописывает что выписан 11.08.2021 действителен до 12.08.2021 . как исправить ошибку . Спасибо .