В нашей конторе неоднократно предпринимались попытки адаптировать учетную информационну ситсему для нужд планирования продаж и закупок. Скажу сразу, используется НЕ 1С.
В итоге пошли другим путем. Все функции планирования вывели ЗА пределы учтеной ИС.
При этом поставленная задача была предельно проста: уйти от использования Excel, с его бесконечными ВПР-ами. Руководству надоело отбирать персонал по критерию "умеете ли Вы вэпээрить?".
Решение оказалось настолько удачным, что при переходе на 1С решили его переработать и использовать совместно с новой ИС. В общих чертах это связка MS Access + (некий) SQL Server. На стороне последнего выполняются все ресурсоемкие вычисления. А они действительно требовательны к ресурсам (тысячи наименований, понедельно, подраздения, производство, составы изделий). Там же реализовано хранилище данных для традиционного OLAP-анализа.
Хотя бы по причине требовательности к ресурсам лично у меня изначально возникают сомнения в обоснованности попыток решать задачи сугубо вычислительного характера средствами какой-либо учетной системы.
Все же 1C мало приспособлена для задач планирования, если речь не идет об элементарном пополнении склада по точке заказа, отчетах, графиках. Любой шаг в сторону - это новая обработка или отчет. Косвенным подтверждением служит создание 1С-никами подобного рода обработок и отчетов. Да, они в какой-то мере справляются с поставленными задачами. Но, увы, наследуют целый букет особенностей 1С, которая изначально предназначена НЕ для планирования продаж/закупок хотя бы на пол-года вперед. Да и, в любом случае, это отчеты. ИМХО. А где Вы будете просто хранить информацию о заключенных контрактах (обязательствах), запланированных акциях, намеченном обновлении ассортимента. Кто должен корректировать планы на основе статистики, наличия товара в продаже (дефицита), да еще в случае, если сезонность ярко выражена? Как выделять новинки, определять избыточное количество товара, который еще только в пути или не собран из комплектующих, которые еще в пути?
Ни чего не имею против самой 1С. Скорее всего переходить будетм именно на нее. Но не в части планирования.
В качестве краткой иллюстрации могу предложить простую картинку.
Кому тема близка, тот поймет :-)
http://www.comcort.ru/sites/default/files/imagecache/story_thumb_img/saw_10601a.jpg
"Если есть данные и есть нормальное ТЗ то в 1С 8.1 можно сделать все что угодно, и по максимум автоматизировать работу."
А надо? Именно в 1С. Да, в нашей конторе уже нет квалифицированных закупщиков, во множественном числе. Они просто стали не нужны. А было человек пять.
Да, для закупщиков это плохо. А для бизнеса?
В ассортименте несколько товарных групп. Заказ по каждой готовится раз в месяц. Скорость - от 10 сек до 1 мин. на позицию. У местных поставщиков заказ формируется в автоматическом режиме. Зачем штат закупщиков, если на эту работу у одного человека, "набившего руку", уходит несколько часов в неделю?
Причем, если он уволится, с его работой легко справится его непосредственный руководитель или смежник. Все ясно и прозрачно.
1С - это наверно лучшая в нашей стране учетная система. Она надлежащим образом поддерживается, обновляется. Это целая индустрия, много разработок и разработчиков.
Но мы говорим об очень специфичной и крайне ответственной (финансово) области, которая заслуживает специализированного решения. Безусловно, не во всех организациях. Кому-то вполне достаточно пополнения склада по точке заказа. Мы работает с крупнейшими розничными сетями. Каждая ошибка в планировании стоит очень дорого. Цикл поставки - 3-5 мес. Клиент ни каких обязательств/рисков по ассортименту или количествам не несет. Решение в пользу одного клиента чревато полным разрывом с другим. За недопоставку очень серьезный штраф. Прогнозировать продажи новинок очень сложно (предметы интерьера, где важены эстетические предпочтения потребителя). Одно продается, другое нет. Легко оказаться с набитыми складами, без денег и при долгах.
Планирование потребности НАШИХ КЛИЕНТОВ в товаре - это наша компетенция. Мы делаем это лучше, чем они сами или наши конкуренты. Поэтому работают именно с нами.
Мне важно Ваше мнение, как специалиста в 1С. Действительно интересно, как Вы сами очениваете потенциальные возможности 1С в означенной области.
интерсно тут у вас..
только не в армии " копать от столба и до обеда..."
короче результаты какие?
во сколько в процентах вы измеряете коммерческие риски "своего планировани"?
и сколько получается по итогам 1 п. годия и года в процентах?
Имеется в виду величина складского запаса на перспективу несколько месяцев (серая кривая), рассчитанная на основе:
- текущих запасов;
- планов отгрузки, заданных помесячно, в разрезе по клиентским группам;
- размещенных заказов поставщикам (синие столбцы);
- чистой потребности в товаре (исходя из условия условия расхода складского запаса только во время наличия товара на складе).
Фактически, речь о простейшем моделировании запасов и потребности в очередном пополнении склада путем элементарной реализации алогоритма MRP.
При этом на основе чистой потребности в товаре происходит рассчет потребности в новых поставках готовых изделий. Так формируется рекомендуемый заказ, с учетом длительности и периодичности поставки, минимального заказа, страхового запаса, кратности упаковки и проч.
А поскольку мы еще имеем дело и с полноценным производством, на следующем этапе, аналогичным образом моделируется расход и требуемое пополнение склада комплектующих.
Система упрощенная, всего двухуровневая (в общем случае MRP предусматривает в изделиях промежуточные узлы неограниченной вложенности). Но нам достаточно дух уровней (изделия, комплектующие нижнего уровня).
Когда Вы готовите заказ на закупку, помимо рассчитанного системой рекомендуемого значения, просто смотрите на приведенный график и уже экспертно оцениваете потребность в товаре. Тут же в форме можете посмотреть, кто когда и сколько продавал и планирует продавать каждый товар. Так Вы более точно оцениваете риски.
По опыту столкнулся с тем, что многие коммерсанты, предприниматели (не путать с закупщиками), не доверяют разным там скрытым в системе формулам. Они хотят иметь возможность воочию, визуально оценить ситуацию и принять решение, основанное на собственном понимании ситуации.
Мне кажется, в подобного рода решениях должна быть некая общая идеология, платформонезависимая. Более того, она не нова и давно релизована в западных системах. Есть же разные MRP-MRPII решения. 1С себя позиционирует сразу на уровне ERP. Но последнее, без полноценной реализации MRP - скорее нонсенс.
А тот же SAP не доступен тем, кто ориентирован на 1С. А 1С изначально не нацелен на решение задач планирования. Вот народ и "вэпээрит" в экселе. А более продвинутые заказывают обработки.
Лично я оцениваю ситуацию именно так. Будь оно иначе, 1С давно сами предложили бы готовое решение.
"почитал. Посмотрите http://infostart.ru/projects/4742/.
Эта разработка делает то, о чем вы говорите."
Заинтересовала предложенная Вами "таблица состояний". А можно ее отобразить в виде графика?
У нас в таблице, где выполняется основной рассчет, порядка 300 тыс. строк.
Как Вы оцениваете время обработки такого количества средствами 1С? Думаю, алогоритм близок к тому, который используете Вы. Только реализуется в таблицах SQL-Server.
Специфики как таковой я как раз не вижу, если не считать таковой наши повышенные требования к собственно планированию.
Вы, наверно, действительно правы в том, что Ваше решение отлично подходит для торговых организаций с коротким циклом поставки. Меня лишь удивляет, что 1С не предложили готового. У них же как-то реализовано по точке заказа. Чем не устраивает?
"База для планирования отдельная. В неё выгружаются нужные данные из семерки. Соответственно база содержит только нужные данные. Высокая скорость была достигнута как раз этим способом."
Опять же SQL-Server или Access? Я правильно понял, что из 1С Вам нужной производитеельности вычислений вытянуть не удалось?
Тем более, что структура исходных таблиц там не располагает к сотрудничеству :-)
А Вас понял. Но это уже возможности СКЛ, а не восьмерки :-)
Для себя делаю вывод, что копаем примерно в одном направлении.
С той лишь разницей, что Вы строите интерфейс на базе 1С.
А как Вы намерены на основе плана продаж формировать заказ на закупку по точке заказа? Она ведь на то и точка заказа, что учитывает только наличие товара на складе и в пути.
Либо планы будут лишь для статистики и мотивации персонала? Тогда не факт, что за ними будут хоть как-то следить. Ведь они формируются по каждой позиции ассортимента.
В нашей организиции товар закупается на основании планов. Но и то полагаться на 100% на планы, предоставленные отделом продаж, нельзя. Если бы не автоматизированная корректировка планов самой системой, достоверность их была не высока...
Ну а ради мотивации персонала формировать планы ПОПОЗИЦИОННО, да еще в разрезе по подразделениями - вообще перебор. Для этой задачи достаточно планов, заданных по товарным группам и в деньгах, а не штуках.
Первое, с чем столкнется плановик - это двукратно завышенные "сэйлзами" количества. Вы сами наверняка не раз замечали, что любой сейлз-менеджер готов биться до последнего, чтобы убедить, что может продать в два раза больше, не будь дефицита по (обычно по нескольким позициям). И когда ему дают поставить план по каждой позиции - он просто удваивает количество по каждой. Когда это умножаешь на цену - становишься горд за будущее бизнеса, равно как и за тех, в чьи руки его доверили :-)
Мы прошли через это. В результате планы на 80% формирует программа, по статистике. Остальные 20% - это новинки, акции и прочи ситуации, когда (пока) статистика не работает.
Так что подумайте хорошо, прежде чем предлагать своим клиентам столь изощренный метод. Это добрый мой Вам совет :-)
Все же я так и не понял, для чего Вы формируете и как используете попозиционные планы продаж. Я все о том, что с моделью по точке заказа планы, заданные по периодам (на несколько моесяцев вперед) не дружат.
Или речь не о плане, как конкретной потребности для каждого из предстоящих плановых периодов, а о некой нормативной потребности, среднестатистическом спросе, величина которого используется для коррекции точки заказа?
Статистика хорошо. А я смогу поменять план руками, поставив свои значения, для каждого из плановых периодов? У Вас плановый период - это месяц?
На сколько месяцев вперед можно формировать ежемесячные планы?
"Расчет плана продаж, это среднестатические продажи за прошлывй период".
Не совсем корретно называть эту величину планом продаж. Это нормативная потребность, среднее значение для периода, выбранного в качестве базы для усреднения (месяц?). Так можно запутать людей.
С некоторой натяжкой можно назвать это плановой потребностью, но не планом прдаж, т.к. любой план хоть какое-то хронологическое измерение, а не просто количественную оценку.
С Ваших слов я понял, что рассчитывает именно норматив (среденстатистическую потребность), а не план продаж (индивидуально заданные для каждого планового периода количества, которые можно изменять) :-)
К стати, как будет отличаться у Вас план на Октябрь от ноябрьского или декабрьского, количественно, разумеется?
Ну значит это не план. И ни чего зазорного в этом нет. Поскольку в календарном планировании потребности нет.
А когда Вы говорите о плане продаж и пополнении склада по точке заказа, сразу же возникают воросы о взаимосвязи...