У многих пользователей конфигурации УТ11 (ред.11.4 и 11.5) выполнение регламентной операции закрытия месяца вызывает затруднения, и, прежде всего, из-за отрицательных остатков товаров организаций и развернутого сальдо по видам запасов и номерам ГТД.
Для решения этой проблемы в конфигурации существует «Помощник исправления остатков товаров организаций», который выводит по каждой организации информацию о проблемных товарах и устраняет проблемы с остатками путем выполнения целого ряда действий: оформления недостающих документов, переформирования резервов, исправления развернутого сальдо и т.д.
Однако в процессе автоматического выполнения помощником этих действий для пользователя часто остается загадкой причина появления отрицательных остатков товаров и развернутого сальдо по видам запасов и номерам ГТД. В какой момент времени и в процессе проведения какого документа для данного товара возникла проблема с остатками? Как исправить эту проблему на стадии ее возникновения без последующего нагромождения документов исправления и корректировки регистров в конце месяца?
Для ответов на эти вопросы разработан внешний отчет на управляемой форме, который показывает картину изменения текущих остатков товара после проведения каждого документа, имеющего движения по регистру накопления «Товары организаций» (рис.1).
В основных строках отчета, выделенных черным цветом, отражаются данные о движении товара: вид движения (приход или расход), первичность поступления, дата операции, наименование товара и его количество, номер ГТД при его наличии, наименование документа-регистратора, вид запасов, наименование организации. Кроме того, в основных строках отражается информация об общем остатке товара (положительном или отрицательном) на момент времени после проведения документа-регистратора.
В дополнительных строках отчета, выделенных красным цветом и следующих за основными строками, отражаются данные о распределении остатков по видам запасов и номерам ГТД.
Анализируя отчет за выбранный период времени, можно определить в процессе проведения какого документа для определенного товара возникла проблема с отрицательными остатками или развернутым сальдо по видам запасов и номерам ГТД.
На рис.2 показано диалоговое окно управления отчетом, которое содержит 4 группы элементов:
1. «Диагностика остатков» с полем выбора «Дата диагностики», кнопкой «Обновить данные» и информационной панелью для вывода результатов диагностики. В этой же группе располагается кнопка «Открыть справку» для вызова подробного описания отчета.
2. «Отчеты по результатам диагностики» с переключателем «Выбор режима проверки и анализа» и кнопкой «Показать отчет».
3. «Выбор периода для анализа движений товаров» с кнопкой стандартного диалога выбора периода и полями дат его начала и окончания для уточнения границ выбранного периода.
4. «Таблица для выбора товара» с флажком «Пометка» для выбора проблемного товара и кнопками «Сформировать отчет», «Заполнить таблицу», «Очистить таблицу» и «Снять пометки».
При запуске отчета происходит автоматическая диагностика отрицательных остатков товаров всех организаций и развернутого сальдо по видам запасов и номерам ГТД на текущую дату и вывод результатов на панель группы диагностики. Результаты диагностики представляют собой информационные сообщения о проблемах или их отсутствии вида: «Обнаружены отрицательные остатки», «Обнаружены остатки с развернутым сальдо» («Отрицательные остатки не обнаружены», «Остатки с развернутым сальдо не обнаружены»). При наличии проблем с остатками в информационных сообщениях указывается также число позиций номенклатуры по каждой проблеме.
Группа «Отчеты по результатам диагностики» позволяет получить подробные отчеты по отрицательным остаткам товаров организаций, которые не покрыты резервами, или развернутому сальдо. Информация выводится в разрезе аналитик учета номенклатуры, которые содержат данные о номенклатурной позиции, характеристике, серии, назначении и месте хранения позиции.
Группа «Таблица для выбора товара» представляет собой инструмент для формирования списка товаров с проблемными остатками, выбора одного из товаров и формирования для него отчета по движениям остатков за выбранный период анализа.
На командной панели группы "Таблица для выбора товара" находятся кнопки: "Заполнить таблицу", "Очистить таблицу", "Снять пометки" и "Сформировать отчет", функциональное назначение которых отражено в их названиях. На этой же панели указывается число позиций номенклатуры, учитывающее различия в номерах ГТД для одной и той же позиции.
Отчет по движениям остатков выбранного товара (позиции номенклатуры) будет сформирован независимо от того, для какого номера ГТД выбран товар.
Отчет разработан в двух версиях. Версия 1.0 предназначена для использования в редакции 11.4 (релизы 11.4.7.114 и выше). Версия 2.0 является универсальной и может использоваться в редакциях 11.4 и 11.5.
Отчет протестирован, запускается через систему меню «Сервис и настройки» - «Файл» - «Открыть» и доступен для пользователей, обладающих правами на интерактивное открытие внешних отчетов и обработок.