Методология i3 как основа новой экономики. Индустрия 5.0. Концепция Интеллекта

30.05.23

Управление проектом

Эта статья необычная. В ней говорится о знакомых нам вещах, но совершенно необычным образом. В то же время такой необычный подход предназначен для решения вполне практических задач, а именно для задач управления. Руководство, управленцы, сотрудники могут иметь большое желание и все возможности прийти к назначенной цели, но в реальности этого не добиваются. Почему? В статье содержится материал, который поможет понять, почему так происходит. Предложены основные положения естественнонаучного подхода в изучении поведения человека. В основах этого подхода лежит метод, заимствованный из теоретической физики, но в нем также объединены многие известные и в определенных условиях давно применяемые концепции и понятия (пирамида потребностей Маслоу, логические уровни Дилтса и другие). Оказывается, их можно совместно использовать, и такое совместное использование дает объяснение более широкому кругу явлений.

Методология i3 как основа новой экономики. Индустрия 5.0. Концепция Интеллекта

Недавний Игорь Олегович
к.т.н, аудитор, ИТ Консультант
CEO ООО «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ»

 

Введение

 

Данная статья является продолжением публикации "Методология i3 как основа новой экономики. Индустрия 5.0". В материале, вышедшем более года назад, сформулированы основные идеи концепции Индустрия 5.0. В нем рассматривалась текущая ситуация с производительностью труда, распространенные методы управления, такие как ССП, бюджетирование, beyond budgeting, проектное управление, рассматривались некоторые направления увеличения эффективности управления предприятием.

В первой публикации представлены идеи сведения о концепции Индустрия 5.0, выделены три ее базовых элемента:

 

           Информационные системы

Интернет вещей

Интеллект

 

Основное содержание первой публикации, но можно сказать, что и вся суть концепции Индустрии 5.0 содержится в этом коротком, но емком высказывании:

 

"Человек, организуя свой труд и труд других людей, производит продукцию, применяя технологию для удовлетворения существующих потребностей, используя при этом доступные ему ресурсы".

 

Это предложение содержит в себе основное содержание процесса производства и включает базовые понятия процесса производства:

Человек, Технология и Организация деятельности

Эти основные понятия и легли в основу концепции Индустрии 5.0.:

 

Человек - Интеллект,

Технология - Интернет вещей,

Организация деятельности - Информационная система.

 

Интерес представляют и другие понятия в приведенном высказывании, такие как Потребность, Продукция и Ресурсы. Это также интересный материал для рассмотрения, но он, вероятно, будет отнесен к другой публикации.

Данная статья посвящена описанию одного из элементов концепции Индустрии 5.0.  – концепции Интеллекта. Несмотря на то, что эта концепция включена в состав Индустрии, она сама по себе является самостоятельной и новаторской концепцией в области изучения поведения человека. Подходы и идеи, которые содержатся в ней, являются совершенно новыми, если не называть их революционными. Это позволяет надеяться на такие же новые и интересные результаты.

В этой статье в основном будет излагаться теоретический подход. Хотя описывает он, конечно, явления из нашей практики. Интересным будет сам подход, его содержание. Практически во всем он будет напоминать ряд разделов классической физики. Поэтому читатели, которые хорошо знакомы с физикой, найдут очевидные параллели с известными ему разделами этой науки и это будет, пожалуй, самым необычным и увлекательным в чтении. Я, конечно, осознаю, насколько это будет необычным для читателя, какое количество вопросов он вызовет, но при этом это не является неоандеграундным экспериментом. Как и соответствующие разделы физики изучают свой круг явлений и являются совершенно обоснованными, так и предлагаемый взгляд опирается на вполне конкретные проявления человеческого поведения. Однако, в этой статье это не будет продемонстрировано настолько детально, насколько, возможно, этого бы хотелось, иначе статья превратилась бы из относительно небольшой по объему в объем достаточно большой книги. Поэтому очень вероятно, что практическим сторонам будет посвящена отдельная работа, и это будет уже книгой.

Физико-математический подход в концепции Интеллекта является главной особенностью и отличием от всех других известных методик, изучающих поведение человека. Именно в этом я вижу огромный потенциал предлагаемого подхода. Схожесть же с классической физикой, возможно, только даст богатую пищу для размышлений в части нахождения обобщений в Природе и напротив изучением ее частных случаев... В любом случае эта концепция – призыв к ее рассмотрению, изучению, обсуждению и развитию.

Предложенная модель в ряде положений настолько логична и понятна, ее выводы обладают большой объяснительной и главное предсказательной силой, а некоторые читатели смогут найти очевидные параллели с известными философскими учениями и психологическими воззрениями. В то же время в силу совершенной новизны и необычности подхода, возможно первого прочтения материала будет недостаточно. Читателю, очевидно, придется погружаться в известную глубину раздумий над терминами, подходом, описываемыми связями и несколько раз заново возвращаться к началу изложения. Также для ряда читателей затруднит чтение то, что он знает или встречался с другими определениями применяемых в этой работе терминов, например, эмоций, чувств, и др. А известно, что в сфере психологии множество разных определений одного и того же понятия. И, зависит это, от разных школ, авторов и периода написания авторами своих работ. Но важно следующее: в любом случае конструктивные замечания заинтересовавшихся сторон только усилят предлагаемый подход.    

Также как один из аргументов в поддержку предлагаемого подхода можно привести высказывание основателей современной физики, которое звучало примерно так:

 

«Природа ничего не делает напрасно, а больше напрасно, когда меньше послужит, ибо природа довольна простотой, а не помпезностью лишних причин. Мы должны признать, что не больше причин естественных вещей, чем такие, которые являются истинными и достаточными, чтобы объяснить их появление. Поэтому к одним и тем же природным воздействиям мы должны, по мере возможности, приписывать одни и те же причины.»

 

В рамка этой статьи я могу лишь пока сказать, что предлагаемая модель появилась из анализа поведения отдельных людей и анализа поведения сообществ, которое совершенно подобно поведению всем известных явлений природы, что и привело к мысли искать сходства и аналогии между ними, в том числе и в способе описания их поведения.

Если смотреть на всю идею концепции Индустрии 5.0., то концепция Интеллекта занимает здесь особое положение. Теоретические и ее методологические основы были разработаны самыми первыми. В тот момент было не совсем понятно, что полезного и нужного следует делать дальше с только что разработанной концепцией Интеллекта. Ведь в ней речь идет больше о психологии человека, а автор не является ни психологом, ни профессиональным исследователем работы интеллекта, ни другим специалистом, изучающим гуманитарные дисциплины. Показать разработку профессиональным кругам из этой сферы? Но для чего, с какой целью?  Вместе с тем в свое время занимаясь теоретической физикой, профессионально занимаясь информационными технологиями, организацией и руководством проектами, а также интересуясь вопросами микроэкономики, макроэкономики и общими вопросами организации управления, в какой-то момент стало очевидно, что самым правильным будет интегрировать разработанный подход в экономическую среду, в проектное управление, в новую классификацию информационных систем, в новые подходы в огромном, сложном и интересном мире мотивации. Следующим шагом стала разработка новой системы управления проектами, объединившим в себе на основе разработанного подхода свод знаний PMBOK, проектные подходы PRINCE2, Agile и другие, которая будет рассмотрена в следующей публикации.  Объединение различных подходов управления компанией, использование новой классификации информационных систем, интеграции Интернета вещей привело к созданию концепции Индустрия 5.0.

Как уже говорилось в первой статье, под концепцией Интеллекта понимается не искусственный интеллект, т.е. не некая "думающая машина", не система для общения с человеком на естественном ему (или близком нему) языке и не для того, чтобы решать не структурированные задачи или давать различные советы по разным проблемным ситуациям. Под концепцией Интеллекта понимается сам человек. Как тот субъект, ради которого что-то предпринимается, который сам что-то инициирует и реализует. От человека зависит какое управленческое решение он примет, как быстро и насколько качественно он возьмется за работу и выполнит ее. Насколько успешно будет взаимодействие акционеров и партнеров, акционеров с руководителями, руководителей разного уровня и сотрудников, сотрудников между собой. Очень часто если не всегда именно эти качества и эти отношения влияют на эффективность работы компании в целом, на ее успех.

Этот фактор обычно не оценивается (правильней будет сказать, в большинстве своем оценивается руководителями исходя из своего жизненного опыта, интуиции), поскольку это довольно сложно, да и как подойти к этой оценке. На сегодняшний момент часто просто считается, что в компании люди как-то должны работать и компания как-то будет их мотивировать. Иногда даже в компаниях людей делят на «хороших» и «плохих» и соответственно из ходя из этого, в принципе субъективного подхода, принимаются кадровые решения. И в каких-то компаниях это происходит лучше, в каких-то хуже, в каких-то компаниях это происходит отлично, а в каких-то отвратительно.

Вместе с этим еще с древних времен известно: если мы что-то не измеряем значит мы это не контролируем, а значит не управляем. Поэтому, фактически, мы по-настоящему не управляем компанией. По большому счету то как мы сегодня управляем предприятиями это анахронизм. Конечно, непрерывно идет совершенство в части технологии производства. Идет также совершенствование и в части организационных методов управления. Но в части развития эффективности непосредственных участников этого процесса дела обстоят намного хуже.

Часто возникают острые дискуссии, что является основным драйвером роста экономики и повышения уровня жизни людей. При обсуждении этих вопросов используют разные понятия: из области экономики, социальных отношений, культурных традиций, религии, политики, понятий справедливости, развития технологий и прочих. Поднимают и рассматривают как действительно имеющие отношение к проблематике темы, так и спекулятивные или часто ложные установки.

 

 

В этом контексте очень интересен ответ на вопрос. В чем разница между денежными средствами внешних инвестиций (с большой надеждой ожидаемых, но не получаемых, например, вследствие санкций) и эмиссией Центробанка на такой же объем ожидаемых инвестиций? Ведь в том и другом случае происходит одинаковый прирост денежных средств в экономике. В чем главное отличие?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тогда как с точки зрения здравого смысла достаточно очевидно, что основными драйверами развития экономики является существование потребности в определенном наборе благ, наличие ресурсов для создания этого набора благ (в т.ч. технологий обеспечивающей эффективное использование этих ресурсов, направляемых на удовлетворения потребности) и движущая сила способная организовать перевод этих ресурсов в готовые продукты. Эта движущая сила прежде всего - люди способные идентифицировать потребности, а где-то при необходимости и сформировать такие потребности, умеющие ставить перед собой конкретные цели, формировать путь/пути достижения этих целей и главное настойчиво и разумно, с большой энергией и с учетом интересов всех заинтересованных сторон идти к их достижению.

Эта движущая сила – определенные предпринимательские качества, лидерские качества, целеустремленность, осознание высокой личной ответственности и ряд других.

Можно сказать, что основное предназначение концепции Индустрии 5.0. это составить емкую, целостную, единую экосреду деятельности человека в широком контексте. Охватывающий управленческий аспект хозяйствования, технологический аспект хозяйствования и человеческий аспект хозяйственной деятельности.

Аспект человеческой деятельности является самым загадочным, сложным, но самым интересным в этой системе. Этому аспекту и будет в основном посвящена настоящая статья.

Кроме этого в итоговой части статьи будут приведены суммарные представления по всем трем элементам концепции Индустрии 5.0.

 

 

Основные положения понятия «Интеллект» в концепции Индустрии 5.0.              

 

Концепция Индустрия 5.0, ее архитектура разрабатывалась с использованием специально разработанной методологии. В основе этой методологии лежит метод заимствованный из теоретической физики (благодарность Томскому государственному университету и преподавателям физического факультета, которые так много времени и энергии уделяли и уделяют своим студентам).

 

Для интересующихся принципами этого метода и его использованием в сфере гуманитарных наук скоро будет опубликован специальный материал.          

 

 

Модель состоит из 18-ти понятий объединенных в единую систему через формулировку трех основных законов. Большинство из этих понятий известны, некоторым необходимо дать дополнительные пояснения.

Рассматриваться будут следующие проявления поведения и состояний человека: чувства, эмоции, знания, сознание, потребность, переживание, цели, уровни восприятия, способы восприятия, ощущения, введены новые понятия такие как: пространство переживаний, состояние человека, уровень осознанности, энергия кинетическая, энергия потенциальная, работа сознания, мощность сознания, силы, действующие на сознание.

Концепция Интеллекта состоит из двух главных частей. Первую часть назовем Кинематика психических состояний. В ней будем рассматривать чувственные и эмоциональные закономерности поведения человека.                              

Вторую часть назовем Динамика психических состояний. В этой части рассмотрим остальные свойства поведения человека и его состояний. Назначением этой части будет дать объяснение причинам и механизмам эмоционально чувственного поведения.

Для ясности изложения и для того чтобы не делать из текста объемный материал будем использовать краткие определения используемых понятий. В дальнейшем будут даны более развернутые их определения. Также необходимо повториться, что в материал статьи не будут включены практические примеры, объяснения разнообразных явлений жизни. Это статья не является монографией и отчетом по такому исследованию, а является базовым концептом, основными положениями, началами развития нового и, надеюсь, намного более результативного подхода в изучении поведения человека.

           

 

Кинематика психологии состояний.

 

Зададимся целью составить модель поведения человека в эмоционально-чувственной сфере. Задача найти зависимость между проявлениями эмоций и чувств человека. Для этого введем понятия Пространства переживаний.  Пространство переживаний человека – то что человек испытывает в чувственной  сфере, это его чувственный опыт. Каждая точка в пространстве переживаний это новое состояние переживаний человека, новое состояние его опыта.

Опыт связан со временем. Давайте обозначим положение человека в таком пространстве точкой (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Схематическое расположение человека в пространстве переживаний.

 

 

Пока этой точке не будем давать никаких характеристик. Характеристики такой точки будут даны в разделе Динамики психологии состояний. Сейчас нас будут интересовать только изменение во времени положение этой точки, т.е. изменение переживаний, эмоций и чувств.

Выделим в пространстве переживаний разные точки П1 и точку П2 (Рис 2). Эти точки разное по величине переживания человека. Пока еще мы не можем сказать насколько разные, т.к. в нашем пространстве не введена система координат. Это будет сделано в разделе Динамика психических состояний.

 

Рисунок 2. Положение в пространстве переживаний в разные моменты времени.

 

 

Для перехода из состояния П1 в переживание П2 необходимо некоторое время t. Запишем формулу изменения переживания с течением времени (формула 1):

 

Ч = (П2 – П1)/t                                          (1)

 

Или в дифференциальном исчислении формула 1 примет вид (формула 2):

 

Ч = dП/dt                                                    (2)

 

Какое содержание заключено в величине Ч?  Примем за Ч понятие Чувство. В самом деле, немного преобразуем эту формулу. Возьмем интеграл по времени и из формулы 2 получаем формулу 3:

 

П = Ч*t + П0                                                                (3)

где П0 – начальное переживание.

 

Действительно, испытывая определенное чувство с течение времени человек накапливает определенные переживания. Эти переживания увеличиваются на величину начальных переживаний П0.

 

Почему за одно и тоже время можно пережить большое переживание, небольшое переживание, а можно ничего не испытать?                      

 

Существуют выражения:

 

«Он за миг пережил вечность»                 

«Он/она толстокожий,…. его ничем не прошибешь»

 

Но ведь это показатель скорости переживаний. И это зависит от величины чувств. Чем больше величина чувств, тем большее переживаний человек накопит за определенный промежуток времени.

 

А от чего зависит величина чувств и скорость их изменения? Чтобы оценить это введем понятие производная от чувств (формула 4):

 

Э = dЧ/dt                                                    (4)

 

где Э – показатель скорости изменения чувств.

 

Что же такое Э? Введем утверждение, что Э – это эмоция.

 

В научных кругах нет общепринятой теории эмоциональных процессов. В этой статье также не ставится задача провести анализ существующих теорий. Как уже говорилось, формат описания, который выбран в этой статье близок к аксиоматическому подходу. Т.е. дается ряд утверждений, а все остальные положения выводятся из них логическим, математическим путем. Доказательства и примеры – материал другой публикации.

 

 

Таким образом, величина чувств сильно меняется если человек испытывает эмоцию.  Чем дольше человек испытывает эмоцию, тем сильней в моменте у него чувство. Эмоция как правило кратковременна. Возникшее чувство более продолжительно.

 

Исходя из формулы 4, справедливо выражение (формула 5):

Ч = Э*t + Ч0                                                                 (5)

 

где Ч0 можно назвать начальное чувство.

 

Возьмем интеграл от формулы 5 и получим формулы выражающую зависимость переживаний от времени (формула 6):

П = Э*t2/2 + Ч0*t + П0                                      (6)

 

где П0 можно назвать начальное переживание.

 

Вообще говоря, направление движения в пространстве переживаний имеет векторную природу. Т.е. для точных оценок важно в каком направлении происходит движение.

 

Краткое резюме по разделу

Было введено понятие пространства переживаний

Применена формулировка Чувств как производная по времени от движения в пространстве переживаний.

Применена формулировка Эмоции как производная по времени от чувств в пространстве переживаний.

Выведены формулы (1), (2), (3), (4), (5), (6)

 

Выводы

1. Человек может испытывать одновременно разно направленные чувства. Итоговое движение будет векторной суммой направленности чувств

2. Меньшее чувство может поглощаться большем чувством. В некоторых практиках это называют коллапсом якорей

3. Для возникновения нового заметного чувства надо преодолеть величину начального чувства Ч0

4. Величина переживания зависит от величины чувств и от времени продолжительности чувства

5. Величина переживания зависит прямо пропорционально от величины эмоции и в квадрате от продолжительности (времени) текущей эмоции

6. Существующий уровень переживаний и текущий уровень потока чувств может быть компенсирован (перечеркнут)  продолжительной сильной эмоцией (как много примеров когда существующие казалось бы сильные чувства перечеркиваются возникшей сильной эмоцией)

 

В приведенных формулах 1 - 6 выражены закономерности связей между понятиями переживаний, эмоций, чувств и времени. В этом разделе ничего не говорится о природе и силах, вызывающих эмоции, о законах их действия. Также не ясна природа пространства переживаний.

В следующем разделе будет предложено объяснение причин приведенных связей и их количественное описание.

 

 

Динамика психологии состояний

 

В первом разделе был использован подход, свойственный естественным наукам (физика, математика, химия и другие). Это значит, что введена некоторая система, определены ее элементы, описаны математические связи между элементами системы.

В настоящем разделе будет предложен и продолжен такой же подход описания динамики психологии состояний. Будет представлена модель, объясняющая причины чувственно-эмоционального поведения (кинематики психологии состояний), предложены объяснения движущим силам возникновения эмоций и соответственно чувств.

Будет введено понятие чувственного состояния человека, чувственной (кинетической) энергии психологии состояний, потенциальной энергии психологии состояний, а также предложена связь широкого спектра терминов и понятий, обычно используемых при описании поведения человека.

Введем в вышеприведенное описание Кинематики психологии состояний дополнительные характеристики и сформулируем несколько основных положений. Для этого внесем ряд дополнений в пространство переживаний.

Введение первое: используем в понятие пространства переживаний некоторую систему координат или метрику, т.е.  систему с конкретными измеряемыми показателями.

В качестве такой системы координат будет использоваться система целей человека. То есть в дальнейшем рассмотрении мы объединим понятие пространства переживания с системой целей человека.

Возможно это покажется несколько необычным, но на самом деле здесь содержится вполне конкретный смысл. Например, возьмем всем знакомое наше трехмерное физическое пространство. В таком пространстве может перемещаться любой предмет из точки А в точку Б. Чтобы измерить в конкретных значениях перемещение предмета необходимо было ввести понятие системы координат, которая выражается в некоторых единицах, например, в метрах, ярдах, футах и т.д. Лишь после введения такой системы координат можно сказать, что предмет в пространстве переместился, например, на 1 метр. Без такой системы координат ничего конкретного о перемещении предмета сказать было бы трудно. Разве только то, что в пространстве предмет поменял свое положение. Чтобы улучшить формулировку о поведении предмета ее можно уточнить сказав, что предмет поменял свое положение относительно какого-то другого предмета. Это уже будет более содержательной формулировкой, чем первая. Система координат и метрическая мера введена, чтобы дать уже совершенно точную формулировку изменения положения предмета в пространстве.

Нечто подобное можем наблюдать и в пространстве переживаний. Без некоторой системы координат что-то определенное о изменениях человека в переживаниях сказать трудно. Введя систему целей как систему координат удастся более точно что-либо сказать по поводу переживаний человека. Наши переживания тесно связаны с нашими целями.

 

Введение второе: пространство переживаний разделим на определенные уровни потребностей. Эти уровни потребностей определим на основе теории Абрахама Маслоу (пирамида Маслоу).  Маслоу ввел пять основных категорий потребностей, которые в дальнейшем были увеличены до семи:

 

  1. Физиологические
  2. Безопасность
  3. Принадлежность и любовь
  4. Признание
  5. Самоактуализация
  6. Познание и понимание
  7. Эстетические

 

Эти уровни – разделяют пространство переживаний на некоторые ряд уровней. Тот кто помнит курс атомной физики может провести аналогию между энергетическими уровнями электрона в атоме и уровнями потребностей в пространстве переживаний. Для того чтобы электрон «переместился» на новый энергетический уровень он должен получить дополнительное количество энергии (квант энергии). Так и уровни потребностей разделяющие пространство переживания примерно выполняют такую же роль.

Таким образом, мы наделили пространство переживаний троичными характеристиками: переживанием (чувственно-эмоциональной сферой), целями человека, а также его потребностями на разных уровнях по классификации Маслоу. Иначе говоря, можно сказать, что пространство переживаний пронизано целями, располагающимися на разных уровнях потребностей. Графически его можно представить следующим образом (Рисунок 3).

 

 


Рисунок 3. Пространство переживаний с троичными характеристиками: переживанием, потребностями и целями.

 

 

Введение третье: наделим ранее рассматриваемую точку в пространстве переживаний свойством Уровнем восприятия (обозначение в формулах В). Ранее под этой точкой подразумевалось положение человека в пространстве переживаний.

То есть точно так же как в физике материальная точка обладает свойством массы точка в пространстве переживаний будет обладать свойством уровня восприятия. Под В будем понимать нейрологические уровни Роберта Дилтса. Понятие нейрологические уровни или как еще их называют логический уровень взято из работ Роберта Дилтса. Вот как сам Дилтс дает определение логическому уровню:

 

 

«Мозг, как в сущности и любая биологическая и социальная система, имеет многоуровневую организацию и несколько уровней обработки информации, в результате которых мы способны выходить на различные уровни мышления и бытия. Стараясь создать модель для понимания деятельности мозга или изменения поведения, мы обращаемся к этим уровням — как если бы хотели разобраться в структуре какой-либо отдельной бизнес-системы банка, предприятия, фирмы и т.д.), в которой существуют различные уровни организации.

С психологической точки зрения, можно говорить о пяти основных уровнях. 1. Базовым уровнем является наше внешнее окружение, наши внешние сдерживающие факторы. 2. Мы взаимодействуем с внешним окружением с помощью нашего поведения. 3. Наше поведение направляется нашей моделью мира и нашими стратегиями, которые определяют наши способности. 4. Эти способности организуются посредством систем убеждении, непосредственно являющихся предметом данного исследования. 5. Сами убеждения организуются через идентичность (identity).»

 

 

Т.е. Логический уровень - служит оценкой уровня восприятия, на котором находится в данный момент наше сознание или на каком уровне мышления и бытия в данный момент находится или сосредоточен человек. Базовым уровнем является уровень окружения, далее идет поведение, затем способности, за ними убеждения, ценности, потом уровень идентичности и личной миссии. Более подробно о логических уровнях можно познакомится в Приложении №2.

 

В этой работе будет использоваться термин Уровень восприятия и Логический уровень, что в этой работе принимается тождественным. Видимо, время покажет какое определение будет больше подходить для дальнейшего использования.

Уровню восприятия (В/L) можно дать количественную оценку – каждый следующий уровень на единицу больше предыдущего. Т.о. нахождения  сознания на каком-то из логических уровней в текущий момент времени оценивается численно.  Чем больше величина логического уровня, тем больше величина В.

Итак, уровни:

  1. – уровень окружения
  2. – уровень поведения
  3. – уровень способности
  4. – уровень  убеждения
  5. – уровень  ценности
  6. – уровень идентичности 
  7. – уровень личной миссии

Укажем еще одно важное свойство пространства переживаний. Оно имеет определенный размер, т.е. для каждого человека оно ограничено некоторыми пределами. Фактически можно считать, что размер этого пространства ограничено пространством знаний человека.

Далее вместе использования слова человек будем часто использовать понятие сознание.  В том числе выражение "положение человека в пространстве переживаний" может быть сформулировано как "положение нашего сознания в пространстве переживаний".

           

Таким образом, в разделе Динамика психических состояний мы будем изучать закономерности динамического (причинно-следственного) поведения нашего сознания (человека, ума) на разных уровнях восприятия нашей жизни в контексте испытываемых им (сознания/подсознания) потребностей, сформированных (или несформированных) целей, возникающих эмоций, чувств и переживаний.

 

До формулировки первого закона введем понятие Состояние человека.

Состояние человека является величина его логического уровня (уровня восприятия) умноженное на его текущие состояние чувств. Т.е. действует формула:

 

Состояние = Восприятие*Чувство

или

С = В*Ч                                                                                                        (7)

 

где С – состояние человека, В – уровень восприятия, Ч – текущее чувство.

Фактически это означает, что состояние человека (имеется ввиду состояние в текущий момент времени) зависит от его логического уровня, умноженного на его чувства.

 

Сформулируем первый закон:

 

Закон первый:

 

Существуют такие системы отсчёта,  называемые свободными (инерциальными), относительно которых сознание, когда на них не действуют никакие силы (или действуют силы взаимно уравновешенные), находятся в покое или в неизменном постоянном состоянии.

 

Сознание находится в покое  или в неизменном постоянном состоянии, пока и поскольку оно не принуждается изменить свое состояние силами возникающими в пространстве переживаний (потребностей и целей).

Можно отметить, что если принять логический уровень человека за постоянный, т.е. В = const, то первый закон будет сформулирован следующим образом:

 

Существуют такие системы отсчёта, называемые свободными (инерциальными), относительно которых сознание, когда на них не действуют никакие силы (или действуют силы взаимно уравновешенные), находятся в состоянии покоя или в состоянии неизменного постоянного чувства.

 

Сознание находится в пространстве переживаний. На сознание в пространстве переживаний действуют разнообразные силы. Сознание в пространстве переживаний обладает определенной «массой» - величиной логического уровня или уровня восприятия. Величина этого уровня может увеличивается от уровня окружения до уровня миссии и уменьшаться в обратную сторону от уровня миссии до уровня окружения.

Под термином Силы будем понимать меру воздействия на человека других людей и иных воздействий. Приложенная к сознанию сила причина изменения его состояния, т.е. изменения его чувств или изменения его логического уровня. Эта сила состоит только в самом действии и больше не действует на человека, когда действие закончено. Дальше человек сохраняет движение в пространстве переживаний только по инерции.

 

В данной статье сознание рассматривается как точка в пространстве переживаний. Если эту точку рассматривать как объемную со своей внутренней структурой (по аналогии как в физике материальную точку начинают рассматривать как твердое тело со своим объемом и внутренней структурой, то можно формулировку Силы дополнить:

 

Приложенная к сознанию сила причина изменения его чувств или изменения его логического уровня или возникновения напряжения или деформации его внутреннего состояния.

 

Изменение внутреннего состояния в данной работе рассматриваться не будут, поскольку этой тематики потребуется уделить отдельное рассмотрение и посвятить самостоятельный раздел психологии состояний.

 

Проще говоря первый закон утверждает, что если в пространстве переживаний (потребностей и целей) нет никаких препятствующих сил и мы каким либо образом воздействуем на человека, то человек будет испытывать одинаковое состояние бесконечно долго.

Это положение можно сопоставить с положением из классической физики. Также и на материальную точку массой  m  в физическом трех мерном пространстве действуют разнообразные силы.  И если мы на абсолютно гладкой дороге, на которой нет трения и сопротивления воздуха толкнем тележку, то она будет катиться с равной скоростью бесконечно долго.

Логическому уровню сознания здесь можно сопоставить меру инертности человека, т.е. свойство человека сохранять свое состояние (уровень восприятия и чувства) неизменными под действием внешних воздействий.

Можно показать, что в свободных системах отчета действует закон сохранения состояний групп людей в замкнутой системе.

Т.е. будет действовать формула:

 

В1*Ч1 + В2*Ч2 + … + Вii = Const                                 (8)

 

Конечно, в реальной жизни присутствуют многие другие факторы, которые вносят корректуры в данную модель. Ну, во-первых, данное положение действует в свободных системах отчета. Также это зависит от способа восприятия мира (см ниже).

Но в целом, явление сохранение состояний групп людей при их взаимодействие, присутствует. Собственно поэтому сложившиеся организации, малые и крупные сообщества, вплоть до целых государств являются достаточно устойчивыми образованиями. Если не появляется вмешательство извне, не меняется система отчета или глобально не меняется способ восприятия такие сообщества могут устойчиво существовать очень долго.

 

В этой связи интересно насколько правдоподобно выражение из сферы политической социологии «Революционная ситуация возникает тогда, когда верхи не могут управлять по старому, а низы не хотят жить по старому». Судя по всему, эта просто такая ситуация, которой легче всего воспользоваться извне и направить ситуацию в нужное русло. В ином случае всегда будут действовать адаптационные механизмы.

 

Здесь же сформулируем

 

Закон второй:

 

В свободной (инерциальными) системе отсчета скорость изменения состояния человека равна равнодействующей всех приложенных к ней внешних сил в пространстве переживаний (потребностей и целей).

 

F = W10;Состояние/W10;t                                 (9)

или в дифференциальном виде:

F = dСостояние/dt        

или               

F = dС/dt                                                     (10)

 

Применив правило дифференцирования и используя определение для состояния и эмоций (формулы 4 и 7) формулу 10 можно переписать в виде:

 

F = Ч*dВ/dt + В*Э                                   (11)

 

Дадим определение выражению dВ/dt в формуле 11, т.е. скорости изменения уровня восприятия.

dВ/dt = Уровень осознанности

или               

О = dВ/dt                                                    (12)

 

где О – уровень осознанности.

Действительно, способность сознания производить оценку по иерархиям логических уровней, является близким показателем осознанности человека. Уровень осознанности тесно связан со способом восприятия, о котором поговорим ниже.

Можно отметить, что если принять логический уровень человека за постоянный, т.е. В = const, то второй закон будет сформулирован следующим образом:

 

Эмоция, которую испытывает человек (сознание) находясь на одном логическом уровне прямо пропорциональна равнодействующих всех сил действующих в пространстве переживаний (потребностей и целей) и обратно пропорциональна его уровню восприятия. Т.е. принимает вид:

 

Эмоция = F / Восприятие                               

Э = F / В                                                       (13)

 

Помните про состояние человека, которое длится бесконечно долго? На самом деле понятно, что с момента некоторого воздействия на человека состояние человека вскоре изменится и придет в некоторый покой.  Т.е. в реальном мире состояние человека изменяется, а не остается постоянным. Другими словами, человек движется с эмоциями (изменение чувств) или с изменением уровня восприятия (осознанностью).

Второй закон устанавливает связь между уровнем восприятия, эмоциями и силой, действующей на сознание.

 

Сформулируем

Закон третий:

 

Действию всегда есть равное и противоположенное противодействие, иначе взаимодействие двух сознаний друг на друга между собой равно и направлено в противоположенную сторону.

 

F1 = - F2                                                       (14)

 

Фактически, читатель знакомый с основами классической физики легко найдет аналогию с первыми тремя законами Ньютона. И если законы Ньютона описывают динамику поведения материальной точки массой m в физическом трехмерном пространстве, то предложенные законы описывают динамику поведение сознания с логическим уровнем L в пространстве переживаний. 

Как физическое тело массой m перемещается в трехмерном пространстве, движение которого описывается известными законами Ньютона, так и наше сознание с «весом» логического уровня перемещается в троичном пространстве переживаний (переживания, потребности, цели) по сформулированным законам.

И как масса выступает мерой инертности физического тела, так и логический уровень выступает в роли меры «инертности», т.е. свойства человека сохранять свои чувства неизменными, когда внешние воздействия отсутствуют или малы или компенсируют друг друга в пространстве переживаний.

Т.е. предлагаемая модель описывает следующее. Человек испытывает потребность. Возникновение потребности обуславливается разными механизмами в зависимости от уровня потребностей (от физиологических до эстетических). Свою потребность человек реализует посредством взаимодействия со внешнем миром. Взаимодействие для удовлетворения потребности предполагает наличие определенной цели.

Как сказал Мишель де Монтень (французский писатель и философ эпохи Возрождения) :

«Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде — значит быть нигде.»

Взаимодействует со внешним миром человек, его сознание, ум - эти определения не важны. Человек движется в пространстве переживаний (потребностей и целей) в определенном состоянии. Как и физическое тело передвигается в пространстве проделывая определенный путь, так и человек перемещается в пространстве переживаний. Человек перемещаясь в пространстве переживаний, достигает своих целей и удовлетворяет свои потребности. Если человек испытывает, ускоренное движение к цели (потребности) или замедление движения к цели у человека меняется его состояние, т.е. уровень восприятия или чувство, или и то и другое (см. формулу 7). Производная по времени от изменения чувств человека определяется здесь как эмоция. Это очень похоже на то как один из основателей деятельностного подхода в психологии А. Н. Леонтьев определяет эмоциональные процессы:

 

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов, внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою прямую инстинктивную основу, приобретают сложнообусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов: социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.

 

Это одно из определений эмоциональных процессов. Существующие определения эмоциональных процессов, даваемые различными авторами, ставя задачу описать одно и то же, выделяют различные их характеристики в качестве основных. Можно обратить внимание, что концепция Интеллекта, вводящая пространство переживаний, систему целей, определение чувств и эмоций как производные по времени, потребности по пирамиде Маслоу, уровни восприятия, будучи все вместе объединенными в единую модель очень напоминают вышеприведенное определение.  Разве что необычно то, что дано непривычные наполнение известным понятиям, но как в свое время математик Гильберт сказал: «Справедливость аксиом и теорем ничуть не поколеблется, если мы заменим привычные термины "точка, прямая, плоскость" другими, столь же условными: "стул, стол, пивная кружка"» как равно и наоборот.

 

Далее, введем понятие кинетическая энергия состояния (человека, состояния, ума) 

Кинетическая энергия состояния равна уровню восприятия, умноженному на квадрат чувств деленное на два.

Ek = Восприятие*Чувство2/2

или               

Ek = В*Ч2/2                                                (15)

 

где В – уровень восприятия, Ч – чувство.

 

Введем понятие потенциальная энергия состояния. 

Потенциальная энергия состояния пропорциональна величине уровня восприятия и текущего состояния уровня потребностей.

 

Ep = Восприятие*К *Потребность

или               

Ep = В*К*Н                                               (16)

где В – уровень восприятия, Н – потребность, К – некоторый коэффициент.

В дальнейших материалах, в которых предлагаемый подход будет развит, когда будет готов материал со множеством примеров из жизни будет более очевидно следующее положение, которое сейчас выведено только теоретически. Введенное понятие энергии полезно тем, что в случае, если система является замкнутой, то её энергия сохраняется. Это утверждение можно назвать по аналогии с физикой законом сохранения энергии. То есть действует формула:

 

Ek + Ep = Const                              (17)

или

В*Ч2/2 + В*К*Н  = Const                          (18)

 

Введем понятие работы сознания. 

Если каким-то способом внешне воздействовать на человека, т.е. человек внешне будет испытывать некоторую силу, то результатом будет или изменение чувств человека (через эмоцию) или изменение его уровня восприятия, т.е. его состояния (формула 7 и 10). 

Работа проведенная сознанием равна силе испытываемой сознанием умноженной на путь в пространстве переживаний (потребностей и целей):

 

Работа = F*Переживания                            

или               

А = F*П                                                      (19)

где А – работа, F – сила, П – путь в пространстве переживаний (потребностей, целей).

 

Можно показать, что в более общем случае работа - это изменение энергии состояния человека.

 

При изменении энергии, т.е. при совершении работы, всегда имеют место напрасной траты энергии, поскольку всегда приходиться преодолевать различные силы, мешающие достижению цели. В следствии этого часть энергии теряется и не используется для выполнения полезной работы. Для учета этого введем понятие коэффициента полезного действия работы сознания. Этот коэффициент покажет эффективность затрат энергии человека в отношении удовлетворенных потребностей (достигнутых целей). Определяется отношением полезно использованной энергии к суммарному количеству энергии, полученному человеком. Обозначим его, как и в физике, сокращением КПД. КПД является безразмерной величиной, которую удобно измерять в процентах.

 

Таким образом, коэффициент полезного действия равен:

 

КПД = Аэф/Е*100%                                (20)

где Аэф – эффективная работа по достижению целей, Е – потраченная энергия.

 

Поскольку работа, осуществляемая человеком (сознанием) бывает разной за одинаковые промежутки времени введем понятие мощности.

Мощность - это работа, совершенная в единицу времени:

 

Мощность = A/t                                      (21)

или               

P = A/t                                                        (22)

где P – мощность работы, A – работа действующей силы, t – единица времени.


 

 

Рисунок 4. Способы восприятия в пространстве переживаний.

 

Далее, определим понятие способ восприятия. Это способ получения, переработки, анализа и запоминание информации получаемой человеком от внешнего и внутреннего мира. Иначе говоря, это способ мышления человека: как и что человек воспринимает, обрабатывает и запоминает.

Рассмотрим Рисунок 4. Вначале своего рождения человек находится на физиологическом уровне потребностей. Далее развиваясь человек продвигается выше по пирамиде потребностей. Но продвигаясь выше человек не перестает испытывать действие силы базовых уровней потребностей – физиологического, безопасности. На рисунке 4 эти силы обозначены как F1. С другой стороны, остается фактом, то что человек при удовлетворении нижестоящих уровней потребностей стремится к удовлетворению потребностей вышестоящих уровней, т.е. на человека действует сила, направленная в противоположенную сторону F2. Почему же человек окончательно не «падает» в уровни действия сил F1 с одной стороны или почему человек не «вылетает» в верхние уровни потребностей под действием сил F2 с другой стороны?

Как минимум может быть два предположения о действующих механизмах в представленной модели:

Первый механизм: Поскольку на человека в пространстве переживаний (потребностей, целей) действует сила F2 направленная в противоположенную сторону от сил базовых потребностей, то она может возникать по тому же механизму, как и возникает центробежная сила в механике, т.е. вследствие некоторого импульса (в терминологии Интеллекта Индустрии 5.0 Состояния человека C1), направленного перпендикулярно от сил F1 сил F2. Поскольку состояние человека согласно формуле 7 равно уровню восприятия умноженному на чувство, то это означает, что во-первых человек движется в пространстве переживаний как бы между слоями нижестоящих потребностей и вышестоящих потребностей. А во-вторых, есть некоторая причина, по которой человек не «падает» в нижестоящие уровни потребностей. Из кругового движение человека в пространстве потребностей понятно, что состояние человека меняется в процессе движения, уже потому что меняется направление его движения. А это значит, что изменяется чувство человека Ч или изменяется уровень восприятия В. То есть О = dВ/dt  (уровень осознанности) не равен нулю или векторное изменение чувства Э = dЧ/dt не равно нулю. Уровень осознанности изменяется посредством способа восприятия - т.е. некоторыми индивидуальными характеристиками восприятия, переработки и хранения информации. Все вместе это названо Способами восприятия (хотя это можно было назвать способами мышления).  В приложении №4 перечислены основные способы восприятия. Изменение чувства это по определению - эмоция, но не обычная эмоция. Это как аналог углового ускорения в физике. Т.е. по абсолютной величине скорость (чувство) может оставаться постоянным, а угловое ускорение присутствует. Так и здесь, человек не испытывает изменение чувств по абсолютной величине, но испытывает нечто, что позволяет ему сохранять равновесие при движении в пространстве переживаний (потребностей и целей). Оно сродни чувству, но строго говоря это не чувство, а что-то похожее на ощущение баланса между своими чувственными состояниями.  Можно показать, что такое «угловое ускорение» или равно Ч2/Н, где Н – величина уровня потребностей на пирамиде Маслоу.  Поэтому и дадим такому аналогу углового ускорения название Ощущение.

 

Таким образом,

Ощущение = Чувство2/Потребность         

или               

Ощущение = Ч2/Н                                              (23)

 

 

Второй механизм: Действует некоторая подъемная сила F2 . Причем, по-видимому, чем больше уровень В тем больше сила F2 действующая на человека. Это похоже на аналог силы Архимеда. Тогда чем больше уровень восприятия, тем больше «объем» наша условная точка в пространстве переживаний занимает (см B2) Т.е. чем больший объем человек занимает в пространстве переживаний при постоянном уровне восприятия, тем больше на него будет действовать сила, направленная к верхним уровням потребностей. В таком случае целесообразно вводить аналог понятию плотности, как и в материальном мире. Отношение уровня восприятия человека к объему его переживаний, которое он накопил. Как назвать это понятие? Осмысленность, полнота или другое понятие? Вопросы остаются и вопросов еще очень много. Но это как раз и дает большие возможности для дальнейшего изучения и развития.

 

Итоги

Выше были предложены основные положения естественнонаучного подхода в изучении поведения человека. В основах этого подхода, как было сказано в начале, лежит метод заимствованный из теоретической физики, но в нем также объединены многие известные и в определенных условиях давно применяемые концепции и понятия (пирамида потребностей Маслоу, логические уровни Дилтса). Оказывается, их можно совместно использовать и такое совместное использование дает объяснения более широкому кругу явлений, а также делает это более понятно и делает это с возможностью моделирования и предсказания.

Концепция Интеллекта, представленная в этой работе, позволяет создать эффективные мотивационные модели работы сотрудников, руководителей, предпринимателей. Уже из формул очевидно, что человек может испытывать разнонаправленные чувства и эмоции. Например, если сотруднику озвучить цели компании, сформировать у него лояльность к этой цели (создается чувство) и далее во всех процессах сотрудник будет осознавать соответствие своей деятельности целям компании, то направления чувств и эмоций совпадают. А если сотрудник в своей деятельности встречается с обстоятельствами, противоречащим (по его мнению) целям компании, и он не может повлиять на это у сотрудника возникает кратковременная противоположено направленная эмоция, которая в свою очередь уменьшает первоначальное чувство лояльности к цели компании, с вытекающими отсюда негативными последствиями.

Мы можем рассматривать начало производственной цепочки от стадии замысла, можем перенестись к окончанию производственной цепочки – прием на склад качественной готовой продукции и ее реализацию или рассмотреть сам процесс организации производства, в любом из этих мест именно человеческий фактор играет решающую роль. В Индустрии 5.0. эта составляющая отвечает за высокий уровень осознанности человека, высокий уровень целеполагания, высокую степень мотивации и вовлеченности в хозяйственные процессы, понимание личной ответственности за промежуточный и конечный результат. Концепция Интеллекта в сочетании с использованием принципов организационного управления (информационная система, проектное управление, и др.) и высоким технологическим уровнем решений задач (интернет вещей) должно явиться основой новой экономики, экономики развития, экономики лидерства.

Мы часто слышим термин Цифровая экономика. В основном в том или ином виде он повторяет положения Индустрии 4.0. Разве, что в Цифровой экономике более часто упоминается роль человека, но в основном, это еще пока, больше намерения или поиск вектора развития.

Основной целью усилий должно стать развитие потенциала уже не только технического сколько человеческого, при этом технологическое развитие в понимании концепции Индустрия 4.0 будет протекать в своей логике. В т.ч. в рамках этой же логики будет связано развитие и использование искусственного интеллекта. В концепции Индустрии 5.0. требуется усиление и развитие третьей составляющей Интеллект. Это позволит воспитать свободного, осознанного, мотивированного человека, умеющего ставить цели и достигать их. А в контексте экономических задач воспитать человека с так называемой экономической пассионарностью, способных решать проблемы, а не обозначать их.

Как тогда можно ответить на вопрос в начале статьи? Что же ждут от инвесторов и почему они «лучше» чем эмиссия банка?

От инвестора ждут не денег, вернее не столько денег, сколько ждут конечный результат. В виде продукции, предприятий, заводов, новых цехов, оборудования и других результатов. Ценным является то, что эти деньги пойдут не на потребление (проедание), а на создание новой востребованной ценности, иначе говоря той ценности, на которую существует потребность. А одним из главных (ключевых) элементов инвестирования является огромная мотивация инвестора на создание такой новой ценности, ответственность за конечный результат (деньги не украдут, будут использованы на нужные цели) и предоставляемая технология получения результата (инвестиции будут результативны и эффективны).

Иначе говоря, процесс инвестирования, это как правильная производственная технология с существующим заказчиком на готовую продукцию. Все составляющие спецификации использованы, технология производства соблюдена, заказчики уже ожидают продукцию. Того же эффекта можно добиться и эмиссией банка при направлении новых денег на создание новой ценности и правильной организации по созданию этой ценности. Если технологию управления и составляющую Интеллекта обозначить как Проектный подход, то в условиях неудовлетворенной потребности и наличия ресурсов будет действовать формула:

 

Инвестиции = Эмиссия + Проектный подход

 

 

Когда государство приходит к решению стимулировать экономический рост, оно инициирует крупные инфраструктурные проекты, выбирает исполнителей, финансирует, контролирует исполнение. И это тоже проектный подход.

 

 

Решение обозначенных задач требует совместных усилий ИТ интеграторов (Информационная система), технологических компаний (Интернет вещей), научных кругов (доработки методологии Интеллект) и всех сил, заинтересованных в эффективном развитии общества.

В следующей статье будет предложен новый проектный подход синтезированный на основе BPBOK, PRINCE2, Agile и приведены результаты развития технологии управления основанной на идеологии Индустрии 5.0.

Также, для дальнейших пояснений концепции, у автора есть намерение на лекциях и практических семинарах продемонстрировать применение данной теории на практике по конкретным запросам аудитории.

 

К критикам

Как уже замечено ранее, некоторым читатели возможно в первое время воспримут представленные положения с сомнением, поскольку уже привыкли по-другому объяснять используемые понятия и термины. А в рамках предлагаемой концепции они столкнутся с непривычным наполнением (содержанием) терминов и понятий. В этом случае основным защитником предлагаемой системы должна стать математическая логика и соответствующие вытекающие из нее достаточно разумные выводы.

Кроме того, захватывает воображение и наводит на глубокие мысли параллели между описанием физических явлений окружающего нас мира и деятельностью человека.

Поведение системы Человек и других физических объектов природы оказывается может объясняться очень похожим образом. Конечно, в таком описании предложена не привычная система координат, использовано иное понятие пространства, привычным терминам физики (энергия, работа, движение и др.) дано несколько иное наполнение. Но возможно это даст богатую пищу для размышлений в части нахождения обобщений в Природе и напротив изучением ее частных случаев... В этой связи я не исключаю появления других корректирующих моделей в рамках предлагаемого в этой работе физико-математического подхода.

Я также оставляю за собой право корректировать изложенные положения и модели. Не исключено также, что будет предложена уточненная редакция физико-математической модели психологии.

Еще хотелось бы сказать, что одной из важной целью было предложить подход, используемый в естественных науках как альтернативу главенствующему сейчас гуманитарному подходу. Отличие естественных наук от гуманитарных состоит в том, что естественные науки изучают законы природы, находят способы количественного измерения фактов и способы их преобразования и использования. Тогда как гуманитарные науки изучают человека с целью его постижения, прочувствования его сущности, закономерности (качественные) его эволюционного развития. Надеюсь, что результаты данного анализа приведут к пересмотру или дополнению старых подходов и разработки новых более эффективных в организации деятельности человека, создания более благоприятных условия для его развития.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Свод элементов влияния раздела «Информационные системы» Индустрии 5.0

 

Информационная система поддерживает, а в настоящее время, во множестве случаев обеспечивает создание продукта (материальной или нематериальной ценности) на предприятии на каждой стадии его появления. При этом Информационная система является своего рода электронным помощникам руководителей, управленцев и персонала в выполнении стоящих перед ними задач.

Информационная система представлена в модели трехмерного куба (Рисунок 1). Она является единым центром получения информации, ее обработки и предоставления в удобном виде для потребителей. Такая система обеспечивает планирование, регистрацию, переработку и отражение информации как минимум по трем измерениям элементов влияния на создание продукта:

 

 

  1. В сферах поддерживающих и создающих продукт:
  1. Финансы

  2. Клиенты

  3. Производство

  4. Персонал

 

  1. В стадиях осуществления деятельности:
  1. Планирование

  2. Выполнение

  3. Учет и проверка (контроль)

  4. Корректировка

 

  1. В составе элементов управленческой деятельности:
  1. Субъект/Объект

  2. Потребность/Выгода

  3. Мотив/Цель

  4. Манифест/Результат

  5. Процесс/Средства

  6. Активности/Функции

 


 

Рисунок 1. Элементы влияния раздела «Информационные системы» Индустрии 5.0

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Диаграмма сбалансированности управленческих элементов раздела «Информационные системы» Индустрия 5.0

 

 

Измерение «Состав элементов управленческой деятельности» раздела «Информационная система» является важной составляющей информационной системы. Можно предусмотреть все этапы деятельности от Планирования до Корректировки, во всех сферах обеспечивающих желаемый финансовый результат (Финансы, Рынок, Процессы, Персонал), но не достичь цели и не получить приемлемого результата потому что плохо организованы сами участники процесса деятельности.

 

На рисунке 2 приведен пример проекта, реализация которого будет сопряжена с рядом сложностей в связи с тем, что не взаимоувязаны все элементы управления.  управления.

 

 

Рисунок 2. Диаграмма сбалансированности управленческих элементов.

 

 

На Рисунке изображено три контура фигур:

 

 

                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Текущее состояние автоматизации процессов в деловом обороте

 

Информационных систем в настоящий момент на рынке представлено предостаточно. Но все они как правило выстроены на функциональной основе. Т.е. они представляют набор сгруппированных функций по необходимым для конкретной предметной области задачам. Отсюда появились такие названия как MRP, BPM, WMS, ERP и т.д.  По сути, в своде элементов влияния Информационной системы, это сферы, поддерживающие и создающие продукт.

Если же рассмотреть всю цепочку создания продукта, от идеи автора (предпринимателя), его решения начать дело, процесса открытия предприятия и так далее до процесса реализации продукции, сервисного обслуживания и деятельности по совершенствованию всей цепочки создания продукта, то состояние предложения информационных систем выглядит на сегодня так как представлено в Таблице 1.
 

 

 

Таблица 1. Уровни автоматизации процессов в деловом обороте

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Свод элементов влияния раздела «Интеллект» Индустрии 5.0

 

Человек в процессе своей деятельности намного более результативно и эффективно будет достигать своих целей, получать необходимые результаты, если будет осознавать свои движущие силы и движущие силы окружающих его людей.

Концепция Интеллект визуализирована в виде трехмерного куба, также как и модель «Информационная система». Приведенное представление не демонстрирует физическую сущность процессов кинематики и динамики психологии, но более удобно для акцента на трех ее важных сущностях уровни потребности, уровень восприятия и способы восприятия (Рисунок 3):

 

 

 

Рисунок 3. Элементы влияния раздела «Интеллект» Индустрии 5.0

 

  1. Уровни потребностей:
  1. Физиологические
  2. Безопасность
  3. Принадлежность и любовь
  4. Признание
  5. Самоактуализация
  6. Познание и понимание
  7. Эстетические

 

  1. Уровни восприятия (логический уровень):
  1. Окружение
  2. Поведение
  3. Способности
  4. Убеждения
  5. Ценности
  6. Идентичность 
  7. Личная миссия

 

  1. Способы восприятия:
  1. Содержание мотивации (к/от)
  2. Акцент оценки (внутр/внеш)
  3. Способ сравнения
  4. Отношение ко времени
  5. Результат/процесс
  6. Масштаб восприятия
  7. Уровень активности

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Свод элементов влияния раздела «Интернет вещей» Индустрии 5.0

 

Впечатляющие результаты материального и нематериального производства, его способность удовлетворить все больший уровень потребностей и конечно же рост производительности труда обеспечивается прежде всего высоким уровнем развития технологий.

Собственно, назначение концепции Индустрии 4.0. в полной мере освоить и сделать повсеместно используемым текущий уровень технических достижений для максимального удовлетворения потребностей людей и производств. Достигается это за счет автоматизации бытовых и производственных устройств и машин, оборудования и в целом производственного комплекса. От этапа проектирования, производства, реализации или сдачи в эксплуатацию и послепродажного технического обслуживания. И реализуется это все посредством сети Интернет.

 

На рисунке 4 приведены основные элементы систем Интернета вещей оказывающие влияющие на этот процесс/

 


 

Рисунок 4. Элементы влияния раздела «Интернет вещей» Индустрии 5.0

 

Так же как и модель «Информационная система» и «Интеллект» концепция «Интернет вещей» представлена в модели трехмерного куба. Выделено три измерения:

 

  1. В сферах обуславливающих возникновение и создающих продукт:
  1. Технологические потребности потребителей (люди, компании)
  2. Слой обеспечения потребностей потребителей (BIM системы, пр-ва, станции,…)
  3. Платформы разработки
  4. Метаязыки

 

  1. В сферах поддерживающих продукт на разных стадиях жизненного цикла:
  1. Системы моделирования изделий
  2. Изделия (устр-ва, машины,…). Готовые продукты с алгоритмами «умного» поведения и с интерфейсом онлайн взаимодействия с другими устройствами и системами
  3. Оперативный мониторинг. Системы оперативного мониторинга и диагностики текущего состояния (нормы показателей, отклонения и т.п.)
  4. Предиктивная диагностика, контроль и восстановление в случае сбоев в работе

 

  1. В технологических способах осуществления технической коммуникации в режиме реального времени*:
  1. Элемент технологии 1

  2. Элемент технологии 2

  3. Элемент технологии 3

  4. Элемент технологии 4

 

*Описание технологий коммуникации технических средств между собой находится в разработке.

Индустрия 5.0 концепция интеллекта психология проектный подход чувства эмоции состояние человека Недавний Маслоу Дилтс повышение эффективности

См. также

10 типовых рисков срывов проекта. Памятка для внедренцев и заказчиков

Кейсы проектов Бесплатно (free)

Как определить, что риск проекта высок настолько, что взяться за него – в 99% случаев значит потерять драгоценное время, деньги и другие ресурсы? Как еще до старта определить, что проект в лучшем случае на выходе станет пародией на задуманное, а в худшем – будет сорван? Сформулируем список типовых рисков срывов проекта и постараемся уберечь от ошибок внедренцев и заказчиков.

20.12.2023    2776    0    1СERP    21    

31

Внедрение крупного проекта на ERP 2.5 с применением методических решений из УПП 1.3 и обеспечением товаров с разных складов с учетом серий

Кейсы проектов Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Оптовая торговля, дистрибуция, логистика Россия Бесплатно (free)

В 2021 году начали проект в дистрибьюторской компании. Имели большой опыт внедрения УПП, но периодически возникали вопросы. Зачем что-то придумали в ERP, что стало менее удобнее, чем было в УПП? Почему нельзя было взять лучшие идеи из УПП и ERP и скрестить их? А идея, что обеспечение нужно выносить из заказов, с каждым новым проектом находила все большее подтверждение. В итоге на этом проекте удалось применить лучшие (на мой взгляд) методические решения, которые мне довелось внедрять в конфигурациях УПП и ERP, в т.ч. подход, что реагировать нужно только на важное (то, как на заре появления ERP Фирма 1С ее позиционировала).

05.07.2023    14308    0    ASchekachev    37    

55

Организация работы внутренней команды 1С с помощью Канбан

Канбан и поставка ценности Бесплатно (free)

Когда ИТ-отдел разрывается между разнотипными задачами от внутренних заказчиков, стоит посмотреть в сторону гибких подходов. О том, как, используя три практики Канбана – WiP-лимит, визуализация и распределение по сервисам – улучшить отношения с заказчиками, не бояться давать обещания по срокам и укладываться в них, на конференции Infostart Event 2021 Moscow Premiere рассказал руководитель направления 1С в компании UTG Станислав Алексенко.

28.06.2023    5854    0    stnslv    5    

25

Технология проекта внедрения 1С:ERP – как управлять большим проектом

Управление проектом Команда Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Управление холдингом Бесплатно (free)

Предыдущие мои статьи на тему управления проектами носили концептуальный характер – ради чего мы делаем проекты, почему мы не получаем поддержку от коллектива пользователей, где найти помощь и мотивацию, как победить сложного заказчика. Теперь от концепций перейдем к технологии. Первая часть будет посвящена вопросам декомпозиции проектных задач на подзадачи для выявления узких мест нашего проекта.

10.02.2023    4703    0    andironenko    2    

31

На что похож ваш продукт: на Аквариум или на Муравейник? 

Инструменты управления проектом Бесплатно (free)

Давайте поиграем в метафоры в лучших традициях экстремального программирования. А заодно проведем новогодний конкурс - на лучшую метафору для автоматизированного продукта

27.12.2022    2749    0    MariaTemchina    28    

23

ТРИЗ. Решение нерешаемых проблем в бизнесе

Управление проектом Бесплатно (free)

Советскую теорию решения изобретательских задач давно применяют крупнейшие мировые корпорации, причем не только в технологической области, но и в сфере бизнеса. На конференции Infostart Event 2021 Post-Apocalypse основатель бизнес-клуба ТРИЗ Алексей Благих рассказал, как с помощью ТРИЗ решать нерешаемые задачи, и почему метод проб и ошибок здесь не поможет.

09.11.2022    4188    0    user1576201    10    

17

Я - ЗУПер! Часть 1. Компетенции сотрудников.

Бизнес-анализ Управление проектом Команда Управление ИТ Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Бесплатно (free)

Цикл статей о том, почему акушер-сантехник широкого профиля - это ПЛОХО. Расскажу плюсы специализации на одной предметной области. Рассмотрим понятные аналогии из других областей. Проанализируем пару вакансий, естественно без указания компании.

09.09.2022    10676    0    biimmap    79    

75

Как донести здравый смысл до заказчика. Инструменты архитектора

Управление проектом Архитектура Бесплатно (free)

Андрей Овсянкин на конференции Infostart Event 2021 Post-Apocalypse поделился инструментами, которые помогают ему обрабатывать большой поток задач и экономить недели на обсуждении проекта. Он рассказал, как искать ошибки в процессах, какие диаграммы полезны при общении с заказчиком и с помощью каких инструментов можно быстро рисовать наглядные картинки вместо долгих разговоров.

05.08.2022    13093    0    Evil Beaver    17    

117
Комментарии
В избранное Подписаться на ответы Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. bulpi 215 03.09.18 11:45 Сейчас в теме
Если из статьи вылить всю воду, она сожмется раз в 5, и тогда ее можно будет читать, не преодолевая отвращение.
LordKim; dachnik; mr.Samuelson; +3 Ответить
4. INed 70 13.09.18 10:24 Сейчас в теме
(1) Спасибо. Замечание принято)
2. pm74 199 03.09.18 13:47 Сейчас в теме
а мне понравилось.
быть может когда нибудь получится "поверить алгеброй гармонию" и появится заветная кнопка
"сделать все"

(0) каким величинам соответствуют стрелки в системе 3 координат ?
5. INed 70 13.09.18 10:36 Сейчас в теме
(2) Пока я ввел баллы. В черновиках у меня есть наброски, их интеерсно смотреть, но это такая тема исследовательская...
3. Rico17 31 05.09.18 09:52 Сейчас в теме
Мысли по поводу:
1. "естественнонаучного подхода в изучении поведения человека" - отлично работает в психологии.(отлично от физики например в смысле "средне больничной температуры") ;)

2. "Маслоу ввел пять основных категорий потребностей, которые в дальнейшем были увеличены до семи:

Физиологические
Безопасность
Принадлежность и любовь
Признание
Самоактуализация
Познание и понимание
Эстетические"

Облом в моделировании человека начинается уже на первых "физиологических" уровнях. Успехи медицины в основном - это фиксация текущего физиологического состояния... Возможно профилактика …


3. Понятно желание нагнуть человека (превратить в мехкуклу) в смысле подчинения его законам математической механики (этим кстати успешно занимается система образования, выпускающая рутинные штамповки). Думаю сработать "на опережение" в этом процессе не удастся, поскольку человеческая часть цивилизации движется прямо в противоположном направлении ;)
6. INed 70 13.09.18 10:47 Сейчас в теме
(3)
п.1 может я не совсем понял. Психологи рассматривает и "микро" уровень (сам человек) и "макро" уровень (социальная психология)
Также как и физика микро и макро и нано и т.д.)
Методы конечно отличаются. И главное в физике доступен многократно повторяемый эксперимент, что очень трудно сделать в психологии.

п.2 Мне кажется медики эксперты смотрят со всех позиций. Не знаю думают ли они о метафизике заболеваний, но Милтон Эриксон точно думал. Вообщем-то, рассматривая метафизику он и лечил, насколько я понимаю.

п.3 Тут даже не про "нагнуть". Ведь поведение ветра, волн и т.д. тоже изучается. И даже погоды.
8. Rico17 31 14.09.18 12:21 Сейчас в теме
(6)
Мои "вопросы" - это скорее попытка осмысления "границы" познаваемого.
Согласен, что пытаться необходимо, но вот КАК? - это важнее всего остального. Пока не решен этот вопрос - бесполезно работать с человеком. И наука здесь такой же советчик как "бабушка на лавочке". :)

п.1 Психология пытается работать с объектом - "субъектом", от которого дистанцируется интерсубъективная наука. Т.е. психология пытается работать с "объектом", который принципиально выходит за область определения НАУЧНОГО ПОДХОДА.

п. 2 Смотреть то они смотрят и даже успешно работатют. Но прогнозировать ничего не могут. Кроме % выживших в подобных ситуациях :(.
Метафизика (в смысле лечения человека) использует плацебо и намерение.
Кстати, медики тоже очень успешно в своей работе использует эти психологические инструменты.

п.3 Изучение - это часть цикла выживания ;) Вопрос в том КАК изучается? Какая цель преследуется? Тут вижу 2 направления развития человеческой цивилизации:
1) Окончательно "механизировать" человека, превратив его в легко управляемую и интегрируемую в глобальную МЕХСИСТЕМУ куклу - биоробота.
2) Удалить все механические нагрузки на человека (физические и интеллектуальные), поручив их роботам и ИИ и
предоставивить человеку возможность конгруэнтной творческой самореализации (С).

Обращаю внимание, что процесс развития сейчас реально идет по 2-му пути. Роботы и ИИ вытеснят человека с его насиженных мехрутинных мест и заставят его стать ЧЕЛОВЕКОМ ;) Ну, или окончательно превратиться в животного, завершив очередной цивилизационный цикл :(
starik-2005; INed; +2 Ответить
9. INed 70 16.09.18 12:22 Сейчас в теме
(8)

п.1 Подход изложенный в статье, как бы смело это не звучало, одна из попыток сконструировать подход "КАК".
Тот набор понятий, каждый используется - каждый по себе традиционной психологией рассматривается под разными углами зрения.
Я осознаю, что называть этот подход интерсубъективным очень рано. Прежде всего, потому что не было попыток исследования и анализа "степени отклонений" модели. Но тем не менее не идти по этому пути тоже не верно. Возникают целые направления предлагающие исследовать человека как систему, например, то же НЛП.

п.2 Согласен. Вопрос прогноза связан с устойчивостью модели отражения, которого общепризнанного нет (см п1). Но тем не менее мне кажется есть же медики как говорят от Бога, которые систематически дают более надежный результат. Есть ли у них система? Я думаю есть, но ее сложно передавать...

п.3 Я с Вами согласен. И согласен с тем, что тренд пока идет к "предоставивить человеку возможность конгруэнтной творческой самореализации". Но в мой подход именно это и помогает сделать. Работай над собой. Познавай себя и окружающий мир. Ставь себе цели и конгруэнтно иди к ним.
11. Rico17 31 17.09.18 16:16 Сейчас в теме
(9)
п1. Это - да. В любом случае необходима "математическая" научная основа в любой работе. Вопрос только в том, что этого подхода принципиально недостаточно для работы с субъектом.

п.2 Вот в том то и дело, что языком науки ее (систему конкретного человека) невозможно передать (см. п.1). Только внешние формы его практического опыта.

п.3. "Работай над собой. Познавай себя и окружающий мир. Ставь себе цели и конгруэнтно иди к ним" я не только это имел ввиду. Этого в современных условиях совершенно недостаточно.
Есть нечто большее, чем то, что находится в рамках научной картины мира. Есть подходы КАК с этим "нечто большим" работать.
Задача в том, чтобы этот подход реализовать в виде конкретных и адекватных методик.
13. INed 70 19.09.18 07:27 Сейчас в теме
(11)
льно

(11)

п.1. перешел в п.3.

п.2. тоже переходит в п.3. в смысле "КАК с этим "нечто большим" "

п.3. Тут надо говорить уже о конкретных примерах. Меньше всего хочеться использовать филосовский язык (витиеватый, для многих как метафора) и результат не принесет. Если речь о законах Мироздания в той ее части, которая нами не понята (или нет понятного всем языка описания), то это только на сегодня так. В прошлом исследователи каждый раз стояли перед непознанным и расширяли научные знания о мире. Это как метод индукции (принцип домино). Вряди справедлива позиция веры в то, что непознанное всегда таким останется.
14. Rico17 31 19.09.18 13:56 Сейчас в теме
(13)

В результате что имеем:
1) философия похоже потеряла статус самостоятельной науки и нужна в смысле обучения и развития научного мышления.

2) "Мироздание которое еще не понято и не изучено" - это развитие науки в рамках своей области определения - отлично. Научный подход, сама наука развивается быстрыми темпами. С появлением сильного ИИ человек самостоятельно в науке вряд ли сможет сделать что-то новое... ;)

3) Вера. Тут 2-а смысла: 1) вера как инструмент психики, 2) Вера в религиозном смысле.
Религия как социальный институт вполне успешно выполняет свои функции и востребована обществом.
Вера как инструмент - это да. Но в любом случае ведущим в исследовании является интеллект-мышление и такой инструмент как понимание.

Речь идет о расширенном научном подходе. Расширенном в смысле исследования, создания и практического применения нового инструментария для работы с субъектом в процессе его познавательной деятельности.
Основные планируемые результаты:
- конгруэнтная самореализация (С)
- социальная вертикаль (С) (например, формирование коллективов для создания прорывных научно-технических решений)
- создание сильного ИИ (например, цифровые двойники-аватары).
7. Valerich 1633 14.09.18 04:52 Сейчас в теме
Споткнулся уже на первом законе "Ньютона". Мне почему-то кажется, что не все так просто. В физике тело будет сохранять постоянную скорость и направление движения (а не состояние покоя) в отсутствии внешнего воздействия.
Что будет в предлагаемой концепции?
Кроме того, эмоцию человек не может испытывать вечно при отсутствии внешнего воздействия. Более того, одно и то же воздействие со временем будет приводить к все меньшим откликам в виде эмоций и чувств (привыкание). Жизненный опыт - сделай человеку доброе дело один раз, он порадуется. Если это повторить - он начнет считать такое доброе дело вашей обязанностью.

Второй момент - состояние сознания довольно устойчивая вещь. Я бы сравнил это с гравитационным центром - Луна, Земля, Солнце, Центр галактики. Чтобы Луну перевести с орбиты Земли на орбиту Солнца надо приложить не маленькое воздействие. Так же и с человеком. Чтобы его перевести с одного уровня сознания на другое недостаточно чувств и эмоций. Сколько людей под воздействием эмоций получали импульс как-то менять свою жизнь (заниматься спортом, худеть, изучать язык, сменить место жительства и т.п.). Но со временем возвращались к первоначальному состоянию - энергии этого внешнего воздействия не хватило, чтобы перейти на другой уровень сознания.

Поэтому, полагаю, несмотря на то, что классическая физика очень проста и так и тянет ее тут применять, тут больше подходят законы атомной и квантовой физики. А это уже совершенно другой уровень теории.
12. INed 70 17.09.18 22:08 Сейчас в теме
(7) Валерий, спасибо за мнение. Я обязательно отвечу на него. Немного разберусь с делами.
Но меня порадовало, то что у вас возник вопрос по динамике, а с кинематикой вроде как бы все логично (если не погружаться в вопрос терминов).
Просто кинематику надо как-то объяснять, ведь ей есть причины...
10. INed 70 16.09.18 12:23 Сейчас в теме
15. EuLER 23.09.18 15:22 Сейчас в теме
Крайне интересная и заслуживающая уважения статья.
Есть несколько замечаний, предложений и улучшений :-). Ни в коем случае не как оппонента, сколько как от начитанного уже читателя :-)
1. Производит сильное впечатление прямая формула кинетической энергии из классической механики (15) для кинетической энергии состояния человека квадрат чувств , деленный на два умноженный на восприятие. В классической механике такая формула - результат многочисленных экспериментов (или я ошибаюсь ?). Здесь это результат введенных аксиом из кинематики и соответствующей аналогии с классической механикой ? По сути стремление к максимальной простоте , как и замечает автор , прослеживается со времен древних греков и существует в максимальной формулировке от Г.Сковороды (украинского филисофа XIX века) "Все сложное - неправда". Но тут следовало бы провести немало экспериментов с датчиками в застенках гестапо, фешенебельных публичных домах, с влюбленными и лучших концертных залах мира (меры моего испорченного эмоционального восприятия мира :-) и набор примеров, конечно, шутка), чтобы такую формулу таки принять за действительную. Для аппроксимации , возможно подошла бы и формула попроще
2. Хотя автор и писал, что в статья аксиоматическая , и не терпит разрастания было бы интересно хоть несколько ссылок о теориях эмоционального состояния (хотя бы для моего собственного развития). Знаком ли он , например , сFormal Theory of Fun and Creativity Explains Science, Art, Music, Humor
3. В статье есть несколько опечаток - учитывая содержание статьи - они смотрятся куда более досадными , чем в подавляющем большинстве статей этого сайта вообще непонятно для чего написанных :-). Например, ошибка форматирования в формуле (9)
Оставьте свое сообщение