Журнал Белокаменцева, выпуск № 2

27.02.20

Сообщество - О жизни

Второй выпуск журнала, содержащего материалы различного характера, не подходящие под требования о размере текста.

Срочные задачи. Да придёт Спаситель

 

Вы когда-нибудь задумывались, откуда берутся срочные задачи? Вроде, они как-то сами по себе возникают, объективно, из ниоткуда. Срочность рассматривается, как объективное свойство задачи, которое и анализировать-то смысла нет.

Вот просто есть на свете срочные задачи, и всё тут. Как бывает плохая погода, пробки и дурное настроение начальника. Я тоже так всегда думал, пока не познакомился с чудесным человеком, который всё мне объяснил. С тех пор я смотрю на срочные задачи иначе, потому что понимаю причину их возникновения.

Причина проста: если задача срочная, то кто-то, где-то, что-то профакапил.

Если вы принесли срочную задачу, то профакапили либо вы, либо кто-то до вас. Помните об этом, и не прикрывайтесь срочностью задачи. Если разберутся, все равно узнают, что профакапили именно вы. В этом нет ничего постыдного – мы все так делаем.

А если не узнают, то вы и дальше будете факапить, превращая нормальные задачи в срочные. Например, держать у себя запросы на оценку, анализ, проектирование целый месяц, а потом выдавать программисту/аналитику, как «а-а-а-а надо срочно оценить, клиент важный, давай подпрыгивай и беги». Один раз прокатит, вам поверят, и вы продолжите факапить – чего нет-то, раз прокатило.

Системный факап задач и превращение их в срочные – это уже плохо, потому что вы становитесь токсичным, вредным и неприятным человеком. А вы не хотите таким быть.

Если срочную задачу принесли вам, спросите реальный срок ее возникновения. Этим вы поможете, в первую очередь, тому, кто принёс задачу. Ну и себе немного – хотя бы чувства вины испытывать не будете за то, что у вас – срочная задача, и есть риск не успеть.

Иногда и спрашивать не надо, если постановку прислали по электропочте – посмотрите на даты писем или вложенных файлов.

Есть еще одна поганая ловушка, создающая срочные задачи. Допустим, вам дали задачу. Вы считаете, что будете ее делать сами. Сами, так сами – пофиг тогда на срочность, вы сам хозяин своего времени. Сидите, ждете себе спокойненько момента, когда можно будет начать выполнение задачи, и вот он уже подходит… Бац!

Что-то изменилось, и задача передается другому человеку. Она тут же становится мегасрочной. У вас весь контекст задачи в голове, а новому человеку надо погружаться, что еще более усиливает нервозность ситуации. Лучше не создавать таких ситуаций, не прижиматься к сроку выполнения, и начинать делать раньше.

Причину срочности можно найти у любой задачи. Упал сервер с 1С на заводе, и надо срочно чинить? Профакапил сисадмин, который не настроил резервный сервер. Сисадмин подавал заявку на резервный сервер, а ИТ-директор не подписал? Виноват ИТ-директор, он — причина срочности. Не оплатил финдир, потому что из бюджета выбились? Виноват ИТ-директор, который криво ведет бюджет. Директор компании запретил покупать «всю эту чушь для айтишников»? Виноват он.

Понятно, что нет смысла директору предъявлять. Он просто не поймет, т.к. никогда не слышал про управление рисками. Главное в другом — не надо переживать и чувствовать вину за решение срочной задачи. Сисадмин устраняет не собственный факап, ему не за что стыдиться. Сисадмин устраняет ошибку директора. Он спасает директора и его чертову тупорылую компанию. Сисадмин — Спаситель.

Как и любой человек, решающий срочную задачу, профакапленную кем-то другим. Вы — Спаситель, блин. А он — злодей. Не наоборот.

Любой автор факапа этот факт скрывает, пытаясь вывернуть всё так, что виновата лошадь. А лошадь не виновата. Хорошо бы, чтобы все это понимали, и вскрывали причины возникновения срочных задач. Но так не будет никогда, поэтому хоть вам спокойнее будет, дорогой Спаситель.

Каждый раз, когда вам прилетает срочная задача, постарайтесь увидеть факапщика. И скажите ему об этом, если иерархия позволяет. Пусть знает.
 

Экономика взаимопомощи

Тема сложная и спорная, заранее прощу прощения. Речь о помощи одного сотрудника другому в решении задач.

Сказать, что мы не помогаем друг другу, нельзя. Но это практически не влияет на эффективность. Помогаем, чтобы задача была решена в принципе. Ну и тогда, когда решение задачи под угрозой.

Например, сидит человек и тупит. Час, два, день, неделя. Периодически переключается на другие задачи, страдает, мучается, но тупит дальше. Потом не выдерживает, спрашивает кого-нибудь, получает либо наводку, направление движения, либо решение.

Для заводских программистов – подход совершенно верный. Там время, затраченное на решение задачи, никакого значения не имеет. Лишь задачи типа «а-а-а упал сервер» или «чёрт, налог на прибыль не считается, через час сдавать!» требуют и, главное, получают немедленное реагирование всего ИТ-отдела.

Но у нас, к сожалению, бизнес, который зарабатывает по банальной формуле: доход минус расход. Как и любой другой бизнес.

Доход – сколько заплатит клиент за решение задачи. Расход – сколько мы затратим на решение задачи.

Ну а дальше всё просто. Чем дольше человек сидит с задачей, тем выше расход. Соответственно, чем дольше сотрудник тупит, тем меньше заработает компания.

Кто-то скажет – фигня. Если задача стоит для клиента 4 часа, то сотрудник и получит 4 часа, а тупит пусть хоть неделю.

Но есть такая штука на свете, как упущенная выгода. Цитирую: неосуществленные возможности получения дохода, прибыли в связи с неудачным выбором образа, способа действий.

Проще говоря, человек мог сделать 40 оплачиваемых часов за неделю, а сделал 4. Потому что тупил над задачей, не получив своевременной помощи.

Собственно, в слове «своевременная» — ключ. Потому что у помощи бывают разные цели.

Первую цель я уже упомянул – помочь, чтобы задача вообще решилась. При такой цели вполне допустимо дать потупить.

Вторая цель – не помогать вообще, пусть сам разбирается, может чему научится. При такой цели помогать вредно. Правда, и деньги заработать сложно. Особенно, если сотрудник учится-учится, а потом сваливает. Денег не принес, работать научился, поможет новому работодателю.

Третья цель – помочь, чтобы задача решилась быстрее. Чем быстрее решилась задача, тем больше денег мы заработали.

Тут два момента, или точки роста. Первый – конверсия. Чем меньше времени потратил сотрудник на решение задачи, тем больше мы заработали.

Второй – срок. Если затупившему помочь своевременно, то он решит задачу быстро, и клиент получит результат быстрее. Ну, или, хотя бы в оговоренный срок. Если затупившему не помогать, то он продинамит задачу неделю, месяц, а то и дольше.

Скорость решения задачи важна клиенту, но не дает прямого мгновенного эффекта. Однако, не исключено, что клиенту понравится, если его задачи решаются быстро. И он увеличит их количество.

У некоторых заказчиков есть правило одной задачи. Оно не афишируется, но имеется в виду. Я тоже когда-то был заказчиком, представляю, и чем речь.

Правило простое: дать одну задачу, и не давать вторую, пока не решится первая. Задачи выстраиваются в цепочку, очередь, как эритроциты в капиллярах, и пролезают только по одному. Соответственно, чем быстрее решится одна задача, тем быстрее появится в работе вторая.

Собственно, дальше понятно. Помощь — это инструмент для достижения определенной цели. В зависимости от цели, помощь надо либо не оказывать вообще, либо оказывать перед самым дедлайном, либо оказывать своевременно.

Не оказываешь вообще – сотрудник либо растет, либо тонет.

Оказываешь перед дедлайном – сотрудник плохо растет, заработок низкий, сроки решения задач высокие.

Оказываешь своевременно – зарабатываем больше денег, сроки решения задач короткие, клиент доволен и несет нам остальные деньги. Правда, есть подозрение, что сотрудники не растут, если им всё время помогать.

Но это не так. Тут ключевое значение имеет причина тупежа, требующего помощи. На чем заткнулся, зациклился. Самое распространенное – это контекст.

Как правило, сотрудник тупит на контексте. Он не понимает, с чего начать. Не знает, что в окружении задачи вообще есть, будь то фреймворк или предметная область.

Грубо говоря, он ищет то, не знаю что. Вроде, ну и фиг с ним, найдет ведь в конце-то концов. И запомнит. Запомнит?

А вот ни фига. Я тоже раньше думал, что, единожды найдя решение, я его уже не забуду. Забуду, еще как. Причем, очень быстро. И ценность того, что я его нашел самостоятельно, равна нулю. А для компании – вполне конкретных денег, которые она недополучила, пока я тупил.

А надо-то совсем немного. По сути, тыкнуть пальцем в направление решения задачи. Проверь вот это. Посмотри там-то. Попробуй через этот механизм. Ты вообще не там смотришь. И т.д.

Ключ – своевременность. Нет смысла ждать, пока человек загрузит в голову контекст, разберется во всех взаимосвязях, чтобы решить задачу и тут же забыть весь контекст.

Но с помощью есть трудности. Первая – нафига оно помогающему? Ведь, помогая другому, ты теряешь свое время. Твоя собственная эффективность снижается, а у получателя помощи – повышается.

Не знаю, если честно, как быть. То есть знаю несколько вариантов, связанных с изменениями системы мотивации, но эта сфера, зачастую, за пределами досягаемости. А зря.

Знаю одно: суммарная эффективность команды, при оказании своевременной помощи, растет, причем весьма значительно. Помогающий немного потерял, тупёжник приобрел – больше, чем помогающий потерял. В итоге команда заработала больше.

Правда, понятие «команда» встречается нечасто, поэтому режет слух. Что еще за команда? Есть я, есть он, она, они, начальники, менеджеры, клиенты. Кто тут команда?

Опять же, не знаю. Знаю только, что команда делает и дает больше, чем коллектив. 10 человек, каждый из которых работает сам на себя, это – коллектив. Добавим к ним начальника – получится отдел. Уберем начальника, организуем взаимопомощь и поставим общую цель – получится команда.

Команда принесет больше денег, чем коллектив и отдел. Да, и заработает больше, в итоге. И компетенции вырастут быстрее, благодаря постоянному обмену знаниями. Тот, кто помогает, тоже ведь знаниями обогащается.

Вторая трудность – чисто алгоритмическая. Например, я затупил, и мне нужна помощь. Но тот, кто мог бы помочь, объективно занят. Что делать?

Неправильный вариант – тупить дальше в одного. Т.е. потерять еще кучу времени, ожидая помощи.

Правильный вариант – заняться другой задачей, четко обозначив, что тебе нужна помощь. Когда помогайка освободится, надо быть готовым сразу переключиться, чтобы не тратить его время на ожидание.

Это компромиссный вариант, повышающий конверсию – срок решения задачи, вроде, остается прежним. Но отношение проданного результата к потраченным часам растет. По данным собственных исследований, в 2-3 раза.

См. также

"250+ тысяч, в штат и работу пока не ищу": как изменился типичный 1С-ник в 2023 году

О жизни Россия Бесплатно (free)

Подводим итоги работы в 1С за 2023 год. Все о вас: 4 подробных раздела с цифрами, графиками и ужасными цветами диаграмм (должна же где-то быть стабильность).

08.02.2024    22376    Neti    85    

108

Адекватность работодателя. Как её определить? Часть 2. Процесс работы, от испытательного срока до увольнения

О жизни Бесплатно (free)

В процессе написания статей на тему Идеальное место работы ЗУПера нужен аргументированный текст про адекватного работодателя. Информации получилось много, поэтому выделю в отдельные 2 статьи. Рассмотрим все недостатки работодателей от момента собеседования до момента увольнения. Все этапы, как всегда, подкреплены реальными случаями из моего опыта.

22.01.2024    3700    biimmap    67    

69

Адекватность работодателя. Как её определить? Часть 1. Собеседование, заключение трудового договора

О жизни Конфигурации 1cv8 Бесплатно (free)

В процессе написания статей на тему Идеальное место работы ЗУПера нужен аргументированный текст про адекватного работодателя. Информации получилось много, поэтому выделю в отдельные 2 статьи. Рассмотрим все недостатки работодателей от момента собеседования до момента увольнения. Все этапы, как всегда, подкреплены реальными случаями из моего опыта.

16.01.2024    5207    biimmap    99    

78

Идеальное место работы для ЗУПера... Какое оно?! Часть 1. Негативные тенденции, ненужные знания.

О жизни Платформа 1С v8.3 Сложные периодические расчеты 1С:Зарплата и Управление Персоналом 3.x Бесплатно (free)

Импортозамещение увеличило потребность в архитекторах, аналитиках, разработчиках 1С, в т.ч. по ЗУП. Все их ищут всеми возможными способами, но не могут найти и не знают, чем же их завлечь к себе!? Давайте разберёмся в этом вопросе!

27.11.2023    4340    biimmap    52    

72

15 лет вместе...

О жизни Сообщество Бесплатно (free)

Прочитав название публикации, мысль возникает о свадьбе... Но речь не об этом!

25.08.2023    2550    biimmap    24    

51

Как изменилось собеседование разработчиков 1С за последний год

О жизни Россия Бесплатно (free)

«Многие кандидаты хотят от собеседования простую вещь: чтобы оно длилось пять минут и брали сразу на 300 000 в наносекунду», — Эльдар Мингалиев, разрабатывает новые форматы собеседований.

22.08.2023    13986    Neti    161    

107

Зачем и как ставить плюсы

О жизни Бесплатно (free)

Не раз сталкивался с тем, что пользователи сайта не очень понимают, как ставить плюсы и зачем. Многие думают, что поставить плюс = добавить публикацию в избранное. В статье будет кратко об этом.

21.08.2023    3678    biimmap    93    

126
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. VmvLer 27.02.20 14:11 Сейчас в теме
Серия стала похожа на истории с Ким Кардашьян.

Поначалу было интересно наблюдать и прикидывать станет ли эта ж еще больше.
А сейчас уже не интересно - ж как ж, просто немного больше остальных.
Nikola23; wowik; insurgut; +3 Ответить
2. jackson_andrew 27.02.20 14:42 Сейчас в теме
напомнило мне про одного джуниор программиста 1С, который вечно оправдывался при ошибках: "У меня в коде все нормально, проблемы на вышей стороне" и когда не понимал задачу, говорил: "Это колхоз! Я так делать не буду".
3. acanta 27.02.20 15:38 Сейчас в теме
Общеобразовательная школа СССР: учитель контролирует, чтобы ученики вели себя хорошо и писали контрольные. Оценки в дневнике, выставленные учителем проверяют родители и порют огорчаются, если там ниже 4. Ученики списывают, и суфлируют отвечающим у доски.
Отличники сначала занимаются с двоечникам, а затем проверяют тетради, моют полы и рисуют стенгазеты.
Интернат СССР: учитель проводит время на уроке рассказывая байки, контрольных нет, домашняя работа выполняется в классе, проверяется учителем здесь же, на уроке. Какие оценки всем пофиг. Планка низкая. Списывают редко, смысла нет.Пробелы не восполняются. Суфлировать не умеют. Отличники понимают, что это другая программа, но что именно надо сделать чтобы хотя бы поступить в ВУЗ, они не знают, поскольку в средне-специальные учебные заведения они могут попасть без экзаменов, а вузы для них то же, что и заграница.
Общеобразовательная школа сейчас (поправьте кто родитель): ученик должен прийти на уроке со знанием проводимого материала (объяснять должны родители). Учитель дает только контрольные. Оценки получают родители за то, как они подготовили ребенка к занятиям. Репетиторство дает +10 к карме и +3 балла к контрольным.
Вуз СССР: у каждого лектора свои порядки.
user825683; +1 2 Ответить
4. genayo 27.02.20 19:33 Сейчас в теме
Весёлые истории журнал расскажет наш...
Andreeei; Igorro82IT; +2 Ответить
5. ILM 240 28.02.20 07:45 Сейчас в теме
Да где вы их берёте срочные задачи? У меня интересная задача если появляется, то раз в квартал. А на остальное хватает 5-15 минут, чтобы поправить чужой косяк или косяк фирмы 1С. Скучно я живу, но зато стабильно.
6. PLAstic 295 28.02.20 08:33 Сейчас в теме
Ого! Налицо тенденция к доминированию минусов над плюсами.
7. lefthander 28.02.20 09:05 Сейчас в теме
(6)Плюс ставит человек когда прочитал, понял прочитанное и принял к сведению или руководству. Минус ставят те кто прочитал и ничего не понял... ;)
8. oldcopy 173 03.03.20 13:45 Сейчас в теме
Автор даже не стал сильно заморачиваться, взял пару банальностей, напустил воды, чтобы на оплачиваемый объем хватило и вывалил это хрючево, мол пипл все равно схавает. Пипл в общем-то и схавал (13 плюсов), но хрючево от этого быть хрючевом не перестало, да и зашло тоже не всем.
9. Cyberhawk 135 05.03.20 10:08 Сейчас в теме
Хочешь помочь новичку - делай вместе с ним. Хочешь помочь старику - делай вместо него. Хочешь помочь мастеру - отойди и не мешай. А хочешь помочь дураку - сам дурак.
xantif_2000; +1 Ответить
10. TerveRus 20.03.20 16:36 Сейчас в теме
Как поиск виноватых помогает решать срочные задачи?
Оставьте свое сообщение