Памятка руководителя: 5 примеров того, как не нужно делать презентации

21.06.18

Саморазвитие

Достаточно часто сталкиваюсь с тем, что большинство ИТшников, в том числе достаточно продвинутых в своей области, совершенно не умеют презентовать свои предложения, идеи и пр. пр. Причем не на уровне концепции, а на уровне плохих презентационных материалов – человеку есть что сказать, а правильно всё это оформить он не может. Поэтому в своём цикле «Памятка руководителя» решил написать небольшую статью на эту тему.

№ 1 Сплошной текст

Самая часто встречающаяся ошибка при подготовке презентации – это попытка в слайд запихнуть максимум текстовой информации. Выглядит это чаще всего вот так:

Почему это ошибка: среди нас очень мало гениев, которые могут одновременно читать и слушать. При таком изложении материала, как на картинке, зритель выберет что-то одно – он или будет читать текст презентации и тогда Ваша закадровая речь будет его отвлекать и раздражать, или будет слушать Вас и тогда Ваша презентация абсолютно бессмысленна.

Поэтому если Вы решились на публичное выступление, и Вам нужен визуальный ряд, для подтверждения Ваших слов – сделайте его максимально простым для восприятия публики – зритель взглянул на слайд, увидел общую схему и дальше слушает Вас. На нормальное восприятие визуального ряда у зрителя есть пара секунд, пока Вы переводите дух при переходе со слайда на слайд – вот в это время должна поместиться вся информация на новом слайде.

Как бы я сделал это слайд:

Всё – зритель увидел общую концепцию, понял её, потом слушает от меня детали. Иначе зачем я стою у экрана и о чём-то вещаю – проще дать раздатку и пусть люди сами смотрят, а по итогам задают вопросы.

И не нужно думать, что в зале сидят одни блондинки – просто так устроен человек и с этим нужно считаться.

№ 2 Читаем текст, а не рассказываем

Данная ошибка является, чаще всего, следствием ошибки №1. На слайдах много текста и у рассказчика есть соблазн начать его зачитывать. Я сам имею склонность совершать эту ошибку и в этот момент мои выступления превращаются в кошмар – я что-то монотонно пробубнил и стою, не знаю, что делать дальше – даже если на слайд поместить очень много текста, его всё равно не хватит на полноценный интересный рассказ.

Вторая причина этой ошибки – это заучивание текста перед выступлением. Человек очень хочет ничего не забыть, ему страшно запнуться и потеряться в середине рассказа, и он просто зазубривает текст. Потом его также монотонно бубнит на презентации. Зритель на втором-третьем слайде теряют интерес к рассказу и утыкается в телефон или в потолок – презентацию можно заканчивать.

Наилучший вариант – повторите свой рассказ пару раза за пару часов до выступления – и всё, дальше само пойдет. Я это делаю так – нахожу близлежащий парк, пустой коридор, номер в гостинице и сам себе рассказываю вслух свою презентацию, прокручивая в голове слайды. Обязательно вслух – это внушает уверенность что и на выступлении всё будет нормально. Наплевать что запинаюсь, наплевать что путаю слова – просто рассказываю: выступление – это живая речь, а не письмо – в ней могут быть ошибки, зритель через пару секунд о них забудет.

№ 3 Слишком много деталей

 

Разновидность ошибки №1 – вместо текста человек злоупотребляет графическими элементами.

Если Вам всё-таки критично важно показать на экране детали, разбейте такой слайд на три и добавьте динамики:

  1. Рассказ о функциональных бюджетах:

  1. Рассказ об инвест. бюджетах:

  1. Рассказ о мастер-бюджетах:

Хотя последний слайд я бы разбил еще на три: БДР, ББЛ, БДДС – помните о правиле 2 секунд на восприятие слайда зрителем.

Дополнительный плюс разбиения – так проще запоминать, что Вы хотите рассказать. Во время подготовке к выступлению, когда Вы будете в голове прокручивать свои слайды, это будет проще делать (проще вспомнить) и к слайдам автоматически будет цепляться нужный текст рассказа. Вам будет достаточно запомнить последовательность слайдов и по сути Вы готовы.

Пусть у Вас будет 30 слайдов вместо 5 – зато Ваше выступление будет динамичным и рассказ живым.

Побочный плюс разбиения (хинт) – чем больше слайдов, тем проще дольше рассказывать – если Вам нужно создать впечатление объемного материала, но у Вас пока есть лишь набор тезисов – оформите эти тезисы как отдельные слайды, добавьте картинку по смыслу и у Вас уже есть, что рассказать и показать – минут на пятнадцать-двадцать хватит, а это уже целое выступление.

При этом нужно помнить, что презентация не должна длиться непрерывно более 30 минут – дальше зритель теряет интерес. Его нужно вовлекать в процесс – или какими-то шутками, или байкой по теме или просто секцией вопросов-ответов на понимание материала.

Поэтому, готовясь к выступлению, разбейте Ваше выступление на секции минут по 20-30 и подумайте, как Вы будете оживлять интерес у публики в перерывах.

№ 4 Злоупотребление оформлением

Если Вы не профессиональный дизайнер, не старайтесь делать «чтобы было очень красиво» - чем будет проще, тем лучше для Вас и Вашей презентации.

У людей разные вкусы, требуется художественный талант, чтобы им угодить даже усреднено. А вот добиться того, что Ваша презентация будет вызывать мигрень – можно вполне.

Поэтому: пара шрифтов из типовых шаблонов PowerPoint, два-три цвета там же, белый фон и Ваш логотип в хорошем качестве в одном из углов – это вполне неплохо. Плюс картинки по смыслу и графические элементы SmartArts – вообще отлично.

И не нужно чтобы при переходах между слайдами что-то взрывалось или уносилось ветром – простой слайдер выглядит достаточно прилично.

№ 5 Слишком техническая презентация

Можно ли это считать ошибкой в полной мере – сложно сказать. Если Вы презентуете материалы для своих коллег-технарей, наверное это даже хорошо (при исключении ошибок 1-4). Но вот если Вы выступаете перед менее продвинутой публикой – это серьезная ошибка.

Если Вы рассказываете финансовому директору о том, как будет выглядеть проект автоматизации бюджетирования – не нужно ему рассказывать о том, как будет технически решаться процесс получения фактических данных – все вот эти вот «запрос к регистру продаж» оставьте для программистов. Скажите просто – «по данным текущих продаж» – он поймет и будет вполне счастлив и поддержит Вас.

Итого

Вот, наверное, основные проблемы с которыми я регулярно сталкиваюсь на работе – как итог приходится переделывать работу коллег, они иногда обижаются – но лучше пусть они обидятся на меня, чем обидятся зрители на их выступлении.

Кстати, я заявил доклад на голосование на очередной Infostart Event http://event.infostart.ru/2018/agenda/#item844988 – расскажу о текущем рынке труда, что ценят, за что платят, а за что уже нет. Умение презентовать себя и свои идеи – это одно из тех важных качеств, которые помогают в поиске работы и самой работе.

См. также

Профессиональное мировоззрение учетного специалиста (ч.2). Хозяйственная и бухгалтерская (виртуальная) реальности

Личная эффективность Бесплатно (free)

В этой части статьи предложен вариант профессиональной мировоззренческой модели на основе пары взаимосвязанных реальностей – хозяйственной реальности и бухгалтерской (виртуальной) реальности.

09.04.2024    388    0    Polav62    0    

4

Радио "Аналитик", 16 выпуск 2 сезона. Про метанавыки с Никитой Меньшовым

Личная эффективность Презентации и публичные выступления Бесплатно (free)

В шестнадцатом выпуске второго сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, что такое матанавыки, в чем их ценность, чем они отличаются от soft skills и как их развивать.

01.04.2024    342    0    Radio_Analyst    0    

4

Профессиональное мировоззрение учетного специалиста (ч.1). Наука или не наука?

Личная эффективность Бесплатно (free)

Данная статья является пилотной в цикле публикаций на тему «Профессиональное мировоззрение учетного специалиста», в котором предполагается рассмотреть основные идеи, важные для профессиональной деятельности любого учетного специалиста в области бухгалтерского, налогового, управленческого и любого другого вида учета. В статье рассмотрены критерии научности профессионального мировоззрения, предложен вариант модели бухгалтерского научного знания. Если данная тема вызовет интерес у читателей, то в последующих статьях будет предложена профессиональная мировоззренческая модель на основе пары взаимосвязанных реальностей – хозяйственной и бухгалтерской (виртуальной) реальностей, а также будут рассмотрены принципы построения научных бухгалтерских моделей.

01.04.2024    474    0    Polav62    4    

5

Радио "Аналитик", 15 выпуск 2 сезона. "Путь аналитика" с Ильёй Никитиным. Переход от технической поддержки к анализу

Личная эффективность Обучение и наставничество Бесплатно (free)

В серии “Путь аналитика” мы говорим о том, как аналитики приходят в профессию, с какими задачами работают, с какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают.

18.03.2024    331    0    Radio_Analyst    0    

5

Радио "Аналитик", 14 выпуск 2 сезона. "Путь аналитика" с Натальей Лосевой. Переход от разработки к анализу

Личная эффективность Обучение и наставничество Бесплатно (free)

В серии “Путь аналитика” мы говорим о том, как аналитики приходят в профессию, с какими задачами работают, с какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают.

04.03.2024    384    0    Radio_Analyst    0    

5

Измерение и развитие потенциала сотрудников

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Тема измерения и развития потенциала сотрудников является ведущей последние два года в компании Proaction. Елена Дуюн, руководитель направления «Развитие корпоративной культуры», поделится с нами откровением, которое возникло в процессе исследовательского проекта на платформе Proaction. Елена расскажет о текущей кадровой ситуации, о видах потенциала сотрудников, о том, как оценивать этот потенциал и как мотивировать персонал на саморазвитие.

01.03.2024    408    0    DuyunElena    0    

3

Радио "Аналитик", 13 выпуск 2 сезона. "Путь аналитика" с Анастасией Лощиловой. От финансового директора на заводе до функционального архитектора

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Что отличает аналитика от самурая? Аналитик не прокладывает путь, пока не поставит цель. В серии “Путь аналитика” поговорим, как аналитики приходят в профессию, с какими задачами работают, с какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают.

20.02.2024    542    0    Radio_Analyst    0    

1

Презентация продукта как искусство

Презентации и публичные выступления Бесплатно (free)

Никакой продажник не продаст ВАШ продукт лучше ВАС. Но презентация продукта – это не только наука, но и искусство. О том, как сделать выступление запоминающимся, насколько важны базовые ораторские навыки, сторителлинг и инструментарий для наглядного погружения в детали, расскажем в статье.

12.02.2024    992    0    comol    4    

17
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. Cooler 22 20.06.18 23:35 Сейчас в теме
Автор, исправьте ошибки хотя бы в названии публикации: "5 примеров того, как не нужно делать презентации" вместо "5 примеров того как ненужно делать презентации"

А то Вас самого это определенным образом "презентует"...
+
2. andironenko 795 20.06.18 23:50 Сейчас в теме
(1) Нерусские мы, нам простительно.
Да и путаюсь я всегда в этих безлично-предикативных - есть грех.
+
3. пользователь 21.06.18 06:31
Сообщение было скрыто модератором.
...
4. pm74 199 21.06.18 07:17 Сейчас в теме
Плюсану . Качественная реклама - это, пожалуй, так же важно как и
поважнее чем качественный код.
+
5. Dem1urg 386 21.06.18 10:20 Сейчас в теме
Примеры "хороших" слайдов имеют существенный недостаток. очень мелкие элементы и мелкий шрифт. При этом куча пустого места (белого фона).
Делайте шрифт максимально крупным. Заполняйте имеющееся место.
В большом зале слушатели дальних рядов скажут вам спасибо.
stas_ganiev; Plotks2017; rpgshnik; andironenko; +4
6. andironenko 795 21.06.18 10:33 Сейчас в теме
Внимание! Тема сдана в архив