Азбука постановки систем бюджетирования на предприятиях

19.10.11

Функциональные - Бюджетирование и планирование

Основы постановки бюджетирования на предприятии: этапы и проблемы

В узком смысле под бюджетированием понимается планирование, исполнение планов, контроль их исполнения и анализ. В академической практике бюджетирование изучают в рамках финансового планирования. Однако, исходя из данного выше определения, существенной разницы между ними не возникает.

Так, финансовое планирование осуществляет, к примеру, сам руководитель организации – составляет планы, контролирует их исполнение и прочее, и принципиальный момент – сам контролирует все затраты предприятия в режиме «on-line» (подписывает все документы и даёт разрешение до момента совершения факта хозяйственной деятельности). Другими словами, никому не доверяет и всё делает сам при принятия решений как просто функционирования предприятия, так и финансов.

Но когда на предприятии есть директор по производству, продажам и прочие руководящие должности, которым высший руководитель доверяет без его непосредственного участия совершать затраты и принимать решения  по ряду аспектов работы – там уже финансовое планирование переходит в бюджетирование. Т.е. появляется делегирование полномочий, и тот, кому передали право принимать финансовые решения, уже несёт ответственность за принятое.

Таким образом, финансовое планирование и бюджетирование отличаются одним или несколькими центрами финансовой ответственности.

Прежде чем переходить к изучению  этапов постановки бюджетирования на предприятии, рассмотрим ещё несколько важных моментов.

1)Необходимо понять разницу между методом начисления и движением денег. Первым является, к примеру, факт отгрузки товара или подписания акта о выполненных работах, в то время как оплата деньгами может пройти как до и после, так и совпасть во времени с начислением (в частности, розничная торговля). Так, метод начисления формирует доходы, расходы и как разницу первых двух прибыль. А второе формирует приток и отток денежных средств. Отсюда и возникает ситуация, что «прибыль есть, а денег нет», т.к. все поступившие денежные средства могли уйти на закупку материалов, в частности.

2)В статье было упомянуто понятие финансового решения. Определим, что такое финансы и их разницу с деньгами. Отличие в точности такое же, как метода начисления и движения ДС. Финансы это не деньги – это фонды, на основании которых деньги можно тратить, это источники возникновения денег и прочее. К примеру, если руководитель выделил на текущий год 100 000 руб. на закупку мебели, это финансовые отношения - создан в узком смысле фонд, а когда по мере появления ДС в организации будет закупаться мебель, возникнет движение денежных средств.

Итак, перейдём непосредственно к этапам постановки системы бюджетирования:

Первый этап подготовительный:

1) Изучение бизнес-процессов (необходимо для разработки форм отчётности, которые должны предоставлять в оптимальной, максимально удобной и информативной форме информацию обо всех финансовых процессах в организации),

2) Изучение структуры организации и зон ответственности позволяет выделить ЦФО (центры финансовой отчётности).

3) Изменение методологии бухгалтерского учёта под систему бюджетирования для получения необходимого разреза и полноты учётной информации, как основы бюджетного управления.

Результатом первого этапа должны стать готовые формы и структура бюджетной системы, состоящие из БДР (бюджета Доходов и расходов, где можно увидеть все финансовые результаты), БДДС (бюджет движения денежных средств позволяет получить информацию об остатках и денежных оборотах) и Баланс. На данном этапе уже можем получать фактические бюджетные данные, т.к. бухгалтерский учёт также изменён.

Второй этап связан с составлением плановых данных:

1)Сверстать план в разрезе ЦФО и всех строк форм бюджетной отчётности.

БДР – позволяет моделировать финансовые результаты, найти компромисс между желаемым доходом и затратами на его достижение.

БДДС – позволяет избежать кассовых дыр, снижения платёжеспособности; планирование дивидендов и прочих аспектов, связанных с движением ДС.

Баланс – позволяет получить перспективные данные об остатках имущества и задолженностей организации.

2)План должен являться договорённостью между собственником и руководством, подчинённым и начальником: «Если хотите столько-то прибыли, то дайте мне столько-то ресурсов (затрат)». Поэтому принято, что первый инициативный план предоставляют сами ЦФО, так как им же его и исполнять и отвечать за него впоследствии. После чего в рамках диалога достигается компромисс, и план считается утверждённым к исполнению.

Третий этап связан с исполнением плана:

1)Исполнение плана проходит за отчётные периоды (месяц, квартал), в течение которых ЦФО могут свободно совершать финансовые действия без ведома высшего руководства в рамках принятого плана. Если же какой либо расход является внеплановым  - необходимо утверждение руководителя.

2)По истечении бюджетного периода из учётных данных формируется факт бюджета (существует ряд недорогих методик автоматического составления факта без ручного труда). Сопоставляется факт и план соответствующих периодов, это позволяет увидеть отклонения от желаемого в разрезе любой строки и ЦФО.

3)Проводится бюджетный комитет, на котором присутствуют все ЦФО и руководитель/собственник организации. На совещании проходит «разбор полётов» исполнения бюджетов – руководитель ЦФО несёт ответственность за взятые на себя обязательства по доходной и затратной частям, что является основой определения его премии.

Далее опять следует составление/корректировка планов, и бюджетный цикл повторяется.

Таким образом, бюджетирование выполняет ряд важных функций:

1)Определение направления пути развития в конкретизированном денежном выражении, как для руководства, так и исполнителей,

2)Чистота процессов и результатов деятельности организации для руководителя/собственника за счёт предоставления в удобной форме всеохватывающей информации,

3)Оптимальное и подконтрольное делегирование полномочий,

4)Основа для анализа и дальнейшего моделирования хозяйственной деятельности,

5)Оптимальная и чёткая структуризация бизнес-процессов.

Важно отметить, что успешность и уровень бюджетирования в первую очередь зависит от желания сособственника/руководителя. Если нет осознания необходимости введения системы бюджетирования или просто финансового планирования, то результаты бывают, как правило, половинчатые и неполноценные. Бюджетирование – это в том числе перестройка процессов организации – систематизация и актуализация.

Уровни и этапы развития бюджетных систем, которые зависят от руководства (их взгляда на данный инструмент управления) и размеров предприятия:

1)Традиционная (составляется план по факту предыдущего года и т.д. как описано выше),

2)Система сбалансированных показателей (когда планирование завязывается не просто на факт предыдущего периода, а когда приоритетом выступает стратегия развития. А план доводится до исполнителей не просто в денежном выражении, но и с качественными показателями (оборачиваемость, физическое выражение, видов производительности, прибыльность, лояльность покупателей и т.д.). Позволяет найти компромисс между финансовым и качественным результатом.

3)Beyond Budgeting (Вне бюджетирования) – имеет место отказ от бюджетных отношений между определёнными уровнями иерархии.  К примеру, собственник бизнеса «отходит от дел, устал» и не желает непосредственно участвовать в управлении. Он договаривается с директором предприятия об общих показателях (доход, прибыль, прибыльность), через квартал, год проходит бюджетный комитет, где директор обосновывает в виде сметы уже факт деятельности. Это не означает, что директор не использует бюджетирование в своём управлении предприятием,  а лишь то, что собственник и директор его не используют при взаимоотношениях друг с другом.

Данный вид системы бюджетирования происходит от транснациональных компаний, когда повсеместный контроль и сведение общей отчётности очень дорого и занимает по 3 месяца – информация не актуальна и очень затратна. Реакцией на сложившуюся ситуацию стало введение такой системы, где высшая ступень иерархии предоставляет большую финансовую свободу, что даёт гибкость и дешевизну системы.

См. также

SALE! 20%

Автоматический заказ поставщику в 1С: загрузка прайсов и анализ цен поставщиков для УТ 10.3, УТ 11, КА2, УНФ, УПП, ERP, Розница 2

Бюджетирование и планирование Оптовая торговля Розничная торговля Логистика, склад и ТМЦ Анализ продаж Платформа 1С v7.7 Платформа 1С v8.3 1С:Комплексная автоматизация 1.х 1С:Управление торговлей 10 1С:Розница 2 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление нашей фирмой 1.6 1С:Управление торговлей 11 1С:Комплексная автоматизация 2.х Розничная и сетевая торговля (FMCG) Оптовая торговля, дистрибуция, логистика Беларусь Украина Россия Казахстан Управленческий учет Платные (руб)

Система управления запасами для 1С помогает работать с запасами правильно: автоматически рассчитывает потребность и делает заказ поставщику, загружает прайсы, перемещает товары по филиалам, анализирует продажи и позволяет управлять ассортиментом.

28500 22800 руб.

21.04.2017    90204    105    39    

191

ФинОфис - контроль и управление финансами

Бюджетирование и планирование Управляемые формы Конфигурации 1cv8 Россия Управленческий учет Платные (руб)

«ФинОфис» - программный продукт для автоматизации бюджетирования, казначейства, консолидации данных и настройки бизнес-процессов в 1С.

20000 руб.

20.12.2017    49539    14    7    

85

ФинОфис (модуль Казначей)

Бюджетирование и планирование Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Платные (руб)

Казначей – модуль для работы с заявками на оплату, прогнозами поступлений денег, платежным календарем. Казначей включает функционал работы с лимитами по статьям ДС и согласованием Заявок на оплату.

25000 руб.

10.04.2020    21190    10    12    

35

ФинОфис (модуль Табула)

Бюджетирование и планирование Платформа 1С v8.3 Управляемые формы Конфигурации 1cv8 Платные (руб)

Табула – это табличный редактор с формулами, разработанный на платформе 1С. Табула обеспечивает простоту создания таблиц, ранее доступную лишь в Excel.

25000 руб.

26.02.2019    97014    85    106    

217

ФинОфис (модуль Консолидатор)

Бюджетирование и планирование Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Платные (руб)

Консолидатор – это автоматизация сбора и конвертации данных для бюджетирования, составления консолидированной отчетности и задач управленческого учета. Консолидатор загружает данные из внутренних и внешних источников. В основе Консолидатора проверенный временем алгоритм, снаружи удобный интерфейс.

25000 руб.

19.11.2019    25357    16    2    

38

ФинОфис (модуль Процессы)

Управление бизнес-процессами (BPMS) Бюджетирование и планирование Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Платные (руб)

Процессы – это конструктор бизнес-процессов и маршрутов согласования. Модуль встраивается в конфигурации 1С.

25000 руб.

10.04.2020    27046    3    4    

22

Вебинар-практикум "Управление IT-бюджетом" 27 марта 2024 г.

Бюджетирование и планирование Управление проектами Управление ИТ-департаментом Платные (руб)

Рассмотрим полный жизненный цикл IT-бюджета в компании, от планирования до анализа исполнения и корректировки бюджета. Дадим готовые шаблоны, которые помогут контролировать и оценивать бюджет на IT-проекты.

7400 руб.

06.03.2024    613    1    0    

1
Комментарии
В избранное Подписаться на ответы Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. hogik 443 20.10.11 01:38 Сейчас в теме
Опечатки?
"в частности розная торговля"
"завязываеться не просто на фак"
2. artgen 20.10.11 04:57 Сейчас в теме
Внедрение бюджетирования - это всегда очень сложный процесс, так как вести реальный управленческий учет мало кто хочет, на словах всегда - сейчас мы заставим, сейчас напишем приказ, а на практике никто не хочет делать лишнюю работу. Вот и бюджетируют по бухгалтерским данным, чего бывает категорически недостаточно для принятия адекватных решений.
3. naa1c 78 20.10.11 12:14 Сейчас в теме
Ошибок орфографических много, да. А так хорошая статья. Продолжение будет?
4. hanio 54 20.10.11 13:43 Сейчас в теме
Грамотно, доходчиво, кратко. Вполне достаточно для начала, я надеюсь это не слизано откуда-нибудь и надеюсь на продолжение темы, поскольку в следующий год планирую внедрять подобное у себя на предприятии. И да, орфография режет глаз )))
5. tango 506 20.10.11 13:58 Сейчас в теме
(4) "поскольку в следующий год планирую внедрять подобное у себя на предприятии"
меморайз, большими буковами :)
7. RekutinSM 71 20.10.11 15:18 Сейчас в теме
По поводу ошибок извиняюсь сразу, наш финансовый директор никогда не отличался грамотностью))
По поводу плагиату сразу хочу отметить, что являюсь сотрудником компании "Комплекс-Финанас" в г. Иваново. И все статьи Вы можете найти нашем блоге
8. dandrontiy 20.10.11 17:04 Сейчас в теме
У кого есть опыт внедрения Инталев Корпоративные Финансы 7.0 ?
Было бы интересно пообщаться, обменяться опытом преодоления сложностей.
9. red80 21.10.11 16:31 Сейчас в теме
10. WKBAPKA 214 23.10.11 13:32 Сейчас в теме
dandrontiy пишет:

У кого есть опыт внедрения Инталев Корпоративные Финансы 7.0 ?

Было бы интересно пообщаться, обменяться опытом преодоления сложностей.


опыта внедрения именно 7.0 нет, а вот опыт внедрения систем бюджетирования, включая и Инталев, много!
11. WKBAPKA 214 23.10.11 13:38 Сейчас в теме
не знаю, как насчет орфографических ошибок, но то что есть вот такие вот ошибки:
2) Изучение структуры организации и зон ответственности позволяет выделить ЦФО (центры финансовой отчётности).


не существует в теории центров финансовой отчетности! есть центры финансовой ответственности (ЦФО) и центры финансового учета (ЦФУ)...
отличаются они, помимо названия, наличием реально ответственного за финансовый результат... и вся сущность бюджетирования или финансового планирования, заключается в перераспределении ответственности за финансовый результат между сотрудниками (менеджерами) предприятия...
а если используются только ЦФУ, считайте, что нет как такового бюджетирования, есть чистый управленческий учет с элементами планирования!

а фундамент любого бюджетного процесса - это стратегия развития, иначе планирование имеет смысл делать только для денежных средств...
12. aim 24.10.11 08:53 Сейчас в теме
Это не минус -- это именно рекомендация "не тратьте время".
Десяток подобных (вроде бы правильных) статей не приблизят вас к пониманию или внедрению бюджетирования.
Не такая уж это и "азбука". Это скорее "словарь терминов".
Уж взяли бы конкретный департамент -- например, начальник ИТ-отдела:
-- что он должен говорить большим людям с верхних этажей по вопросу бюджетирования
-- что он должен говорить своим подчиненным по вопросу бюджетирования.
Объяснили бы "на пальцах" конкретный узкий участок -- вот была бы "азбука".
13. AnryMc 849 24.10.11 09:53 Сейчас в теме
14. Fox87 11.11.11 12:31 Сейчас в теме
Грамотно и понятно всё описано. Спасибо! Возьму на земетку
15. пользователь 27.11.12 12:50
Сообщение было скрыто модератором.
...
Оставьте свое сообщение