Бюджетирование и бюджетное планирование. Теория

21.09.15

Функциональные - Бюджетирование и планирование

   Статья будет полезна тем, кто планирует  начать работать с бюджетированием, так как в ней рассмотрены основные понятия: бюджет, бюджетирование, бюджетное планирование, ЦФО и прочие.
   При написании статьи использовался теоретический материал из следующих источников:
1) Клепцова О.Ю. «Бюджетирование в «1С: Предприятие 8». Информационные технологии бюджетного управления»;
2) Шевченко Ю.А. «Бюджетирование и управленческая отчетность в 1С:Предприятии 8»

   Прежде чем приступить к рассмотрению основных понятий бюджетирования, остановимся на отличиях единоличного стиля управления и делегирования финансовой ответственности руководителям подразделений. Это необходимо сделать потому, что именно делегирование финансовой ответственности важнейшая составляющая бюджетирования, без которой оно невозможно.

   Многие собственники не готовы к делегированию финансовых полномочий подчиненным, точно так же, как и работники к принятию финансовой ответственности. Именно это - основное препятствие на пути внедрения бюджетирования.

   Бюджетирование или бюджетное управление - один из способов финансового управления предприятием.

   Бюджетирование (бюджетное управление) –  это делегирование финансовой ответственности с помощью системы бюджетов.

   Например, если на предприятии внедрена подсистема «Бюджетирование», но фактически делегирование финансовой ответственности отсутствует, то предприятие применяет бюджетное планирование, а не бюджетирование.

   Бюджет – это план, определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения прогнозируемых доходов или других финансово-экономических показателей.

   Структура практически любого бюджета может быть схематично представлена в виде:

   Статьи бюджетов – составные части бюджетов, являющиеся единицей планирования и учета хозяйственных операций одного типа.

   У любого бюджета есть период (бюджетный период), который зависит от размера и специфики предприятия. При определении бюджетного периода нужно помнить о принципе приоритета стратегических целей предприятия над его текущей деятельностью.

   Недостаточно планировать финансовую эффективность только в краткосрочной перспективе (1-3 месяца), необходимо еще и долгосрочное планирование (1-3 года). Наиболее оптимально использовать несколько планов одновременно, которые имеют разный бюджетный период (горизонт планирования), например, месячный, квартальный, годовой и т.д.

   Бюджетным циклом называют период времени от начала первой стадии бюджетного процесса (составления бюджетов) до окончания третьей (план-факт анализа исполнения бюджетов)

   Полноценное внедрение бюджетирования на предприятии - сложная задача. Система бюджетов предприятия должна не только быть пригодна для делегирования ответственности, но и отражать последовательность формирования финансовых результатов.

   Важным этапом внедрения бюджетирования на предприятии является формирование финансовой структуры предприятия.   Здесь основополагающее понятие – центр финансовой ответственности (ЦФО).

   ЦФО – сегмент внутри предприятия (структурное подразделение, группа подразделений или бизнес), отвечающий за достижение определенных финансовых показателей, которые подчинены финансовым целям предприятия.  Руководитель ЦФО наделен обязанностями, полномочиями и ресурсами для достижения показателей ЦФО.

   При внедрении бюджетирования необходимо определить состав и иерархию центров финансовой ответственности (ЦФО). Для этого существует несколько способов, сравнительная характеристика которых представлена в таблице:

   Существует деление центров финансовой ответственности по видам:

   В  1С:УПП 1.3 финансовая структура компании находится в справочнике «Подразделения»:

   От  выбранной финансовой структуры предприятия зависит, какие виды бюджетов будут использоваться, регламент их подготовки, утверждения, исполнения и контроля.

   При постановке бюджетного управления предприятию необходимо:

  •  сформулировать главные финансовые и не финансовые цели предприятия;
  •  выбрать из них те, которые могут быть решены с помощью бюджетирования;
  •  выявить, с помощью каких финансовых показателей можно контролировать достижение этих целей;
  •  разработать оптимальную структуру бюджетов.

   Подходы к построению системы бюджетов:

  •  «Частичная система бюджетов». Подход  заключается в том, что бюджетная модель покрывает не все области деятельности. О полноценном бюджетном планировании тут говорить сложно, цель  - решение локальных задач;
  •  Полная (комплексная) система бюджетов.

 Полная система бюджетов:

  •  Мастер-бюджет предприятия (встречаются названия «основной бюджет», «генеральный бюджет», «сводный бюджет»):
    •  Финансовые бюджеты:
      •  Бюджет движения денежных средств (БДДС); 
      •  Бюджет доходов и расходов (БДР);
      •  Бюджет по балансовому листу (ББЛ); 
  •           Инвестиционный бюджет (бюджет капитала).
  •  Функциональные бюджеты:
    •  Бюджет продаж;
    •  Бюджет производства;
    •  Бюджет закупок;
    •  Бюджет прямых материальных затрат;
    •  Бюджет прямых затрат на оплату труда;
    •  Бюджет общепроизводственных расходов;
    •  Бюджет коммерческих расходов;
    •  Бюджет управленческих расходов и т.д.
  •  Бюджеты операционной деятельности подразделений:
    •  Бюджет отдела сбыта;
    •  Бюджет производственного отдела;
    •  Бюджет транспортного цеха;
    •  Бюджет службы персонала;
    •  Бюджет отдела снабжения и т.д.
  •  Бюджеты проектов

   В большинстве случаев формирование бюджетов начинается с составления бюджета продаж, а далее на его основании составляются другие бюджеты.

   Считается, что универсальная модель бюджетирования может быть применена на любом предприятии, однако это не совсем так, данную модель необходимо адаптировать под специфику предприятия.

Универсальная модель бюджетов:

   1С: Управление производственным предприятием  (1С: УПП 1.3) позволяет:

-  составлять бюджеты любых необходимых форматов, на любой период времени, с учетом различных вариантов (сценариев) развития предприятия;

-  контролировать соответствие плановых и фактических данных установленным целевым показателям, отслеживать непревышение лимитов по статьям бюджетов;

- оперативно проводить мониторинг исполнения бюджетов  центрами финансовой ответственности и предприятием в целом;

- проводить многомерный план-факт анализ;

- формировать управленческий баланс предприятия.


Бюджетирование финансовое планирование бюджетное планирование бюджет статья бюджета ЦФО

См. также

Автоматический заказ поставщику в 1С: загрузка прайсов и анализ цен поставщиков для УТ 10.3, УТ 11, КА2, УНФ, УПП, ERP, Розница 2

Бюджетирование и планирование Оптовая торговля Розничная торговля Логистика, склад и ТМЦ Анализ продаж Платформа 1С v7.7 Платформа 1С v8.3 1С:Комплексная автоматизация 1.х 1С:Управление торговлей 10 1С:Розница 2 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление нашей фирмой 1.6 1С:Управление торговлей 11 1С:Комплексная автоматизация 2.х Розничная и сетевая торговля (FMCG) Оптовая торговля, дистрибуция, логистика Беларусь Украина Россия Казахстан Управленческий учет Платные (руб)

Система управления запасами для 1С помогает работать с запасами правильно: автоматически рассчитывает потребность и делает заказ поставщику, загружает прайсы, перемещает товары по филиалам, анализирует продажи и позволяет управлять ассортиментом.

28500 руб.

21.04.2017    90794    108    40    

197

ФинОфис - контроль и управление финансами

Бюджетирование и планирование Управляемые формы Конфигурации 1cv8 Россия Управленческий учет Платные (руб)

«ФинОфис» - программный продукт для автоматизации бюджетирования, казначейства, консолидации данных и настройки бизнес-процессов в 1С.

20000 руб.

20.12.2017    49664    14    7    

85

ФинОфис (модуль Казначей)

Бюджетирование и планирование Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Платные (руб)

Казначей – модуль для работы с заявками на оплату, прогнозами поступлений денег, платежным календарем. Казначей включает функционал работы с лимитами по статьям ДС и согласованием Заявок на оплату.

25000 руб.

10.04.2020    21253    10    12    

35

ФинОфис (модуль Табула)

Бюджетирование и планирование Платформа 1С v8.3 Управляемые формы Конфигурации 1cv8 Платные (руб)

Табула – это табличный редактор с формулами, разработанный на платформе 1С. Табула обеспечивает простоту создания таблиц, ранее доступную лишь в Excel.

25000 руб.

26.02.2019    99191    84    106    

217

ФинОфис (модуль Консолидатор)

Бюджетирование и планирование Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Платные (руб)

Консолидатор – это автоматизация сбора и конвертации данных для бюджетирования, составления консолидированной отчетности и задач управленческого учета. Консолидатор загружает данные из внутренних и внешних источников. В основе Консолидатора проверенный временем алгоритм, снаружи удобный интерфейс.

25000 руб.

19.11.2019    25408    16    2    

38

ФинОфис (модуль Процессы)

Управление бизнес-процессами (BPMS) Бюджетирование и планирование Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Платные (руб)

Процессы – это конструктор бизнес-процессов и маршрутов согласования. Модуль встраивается в конфигурации 1С.

25000 руб.

10.04.2020    27078    3    4    

22

1С:Деньги 8

Бюджетирование и планирование Платформа 1С v8.3 Домашние учет и финансы Управленческий учет Платные (руб)

Программа "1С:Деньги 8", выпущенная на современной технологической платформе "1С:Предприятие 8", предназначена для учета, анализа и управления личными или семейными финансами. Она проста в освоении и не требует от пользователей специальных навыков работы на компьютере.

660 руб.

01.02.2017    18322    58    0    

61
Комментарии
Подписаться на ответы Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. SunShinne 633 21.09.15 14:04 Сейчас в теме
Плюс за фразу "делегирование финансовой ответственности важнейшая составляющая бюджетирования, без которой оно невозможно."
Stety; kser87; dabu-dabu; +3 Ответить
2. WKBAPKA 214 01.10.15 09:14 Сейчас в теме
(1) SunShinne, ну это и ежу ясно :)
Оставьте свое сообщение