КОДЕКС БУХГАЛТЕРА
ЗАО "Ромашка"
- ЗАО "Ромашка", как и все другие коммерческие организации, создано с целью получения прибыли. Все работники ЗАО "Ромашка", включая бухгалтерию, должны осознавать это и не ставить интересы своего подразделения превыше интересов предприятия в целом. Недопустимо, например, заставлять ждать работника отдела снабжения, обратившегося к вам за выпиской доверенности или накладной на внутреннее перемещение, потому что вы делаете отчет, т.к. вы парализуете деятельность предприятия. Недопустимо, например, намеренно задерживать предоставление документов в отдел продаж, потому что работники отдела продаж всегда задерживают предоставление документов в бухгалтерию.
- Главный бухгалтер ЗАО "Ромашка" - такой же работник, как и все остальные. Если у бухгалтера возникают какие-либо вопросы по своей работе, они должны быть заданы главному бухгалтеру. Если главный бухгалтер устно или письменно обещал ответить на вопрос позже, но так и не сделал этого, необходимо напомнить ему об этом. Недопустимо действовать на свое усмотрение из нежелания или боязни обеспокоить главного бухгалтера.
- Приветствуются вопросы, сразу сопровождаемые вариантами ответов. Тогда главный бухгалтер понимает, что, прежде чем задать вопрос, бухгалтер подумал, возможно, почитал нормативную базу. Однако дилемма: задать или не задать вопрос главному бухгалтеру, если некогда (лень) думать (читать) или подумал (почитал), но ничего не надумал (не вычитал), всегда должна решаться в пользу «задать вопрос».
- У работников бухгалтерии, как и у всех работников предприятия, на рабочем месте нет ничего «своего», кроме личных вещей. Недопустимо запирать ящики стола на замки, создавать себе личный запас канцтоваров. В отсутствие работника бухгалтерии другой работник может брать с его стола и других мест хранения любые документы, если они необходимы для работы подразделения или предприятия в целом. Это касается и документов, хранящихся в кабинете (на столе) заместителя главного бухгалтера и главного бухгалтера.
- Бухгалтер должен обеспечить чистоту и порядок на своем рабочем месте не только ради своего удобства, но и ради удобства всего коллектива. Если один человек хранит в столе еду, то тараканы почему-то бегают по всему кабинету, а пылью с одного стола дышат все.
- Бухгалтер должен стремиться стать ценным работником, не стремясь при этом быть незаменимым. Если бухгалтер уходит в отпуск, все его обязанности, от которых зависит оперативное функционирование предприятия, должны быть распределены между другими работниками бухгалтерии. Не рекомендуется создавать ореол «элитарности» или «сверхсложности» вокруг своего участка.
- Бухгалтер должен быть всегда готов подменить другого бухгалтера. Деление на участки в бухгалтерии ЗАО "Ромашка" является условным.
- Бухгалтер в своей работе должен уметь определять приоритеты. Если определение приоритетов проблематично, бухгалтер должен обратиться за разъяснением к главному бухгалтеру.
- Если бухгалтер получает задание от главного бухгалтера без указания сроков его исполнения, то по умолчанию предполагается, что задание должно быть выполнено сразу после его получения. Если выполнение задания сразу не представляется возможным, следует уточнить, можно ли перенести сроки.
- По всем вопросам, касающимся взаимодействия с другими подразделениями, бухгалтер должен обращаться только в письменном виде посредством корпоративной электронной почты. Если руководитель какого-либо подразделения уклоняется от предоставления бухгалтеру документов, то аргумент бухгалтера, что он звонил руководителю подразделения, не будет являться должным доказательством такого уклонения, и вина автоматически перейдет на бухгалтера, не потребовавшего документ. Все задания от других подразделений принимать также в электронном виде. Разовые поручения сотрудников других подразделений исполнять только с санкции главного бухгалтера. Все задания, выполненные по телефонным звонкам, или письмам, исполнение которых не санкционировано главным бухгалтером, не считаются выполнением бухгалтером своих должностных функций и должны осуществляться во внерабочее время. Это не касается стандартных обязанностей бухгалтера, таких как составление стандартных документов.
- В течение всего рабочего дня бухгалтер должен просматривать корпоративную электронную почту. Письма, имеющие характер поручений, должны быть или исполнены, или дан ответ о невозможности исполнения, или обозначен срок исполнения. Некоторые наши коллеги направляют поручения сразу нескольким бухгалтерам, чтобы не тратить время на то, чтобы разобраться, какой именно бухгалтер отвечает за данное направление. В случае, если вы знаете, кому адресовано данное поручение, перенаправьте письмо и укажите коллеге на ошибку в выборе исполнителя. В случае, если вы не знаете, кому адресовано данное поручение, ответьте коллеге, что он обратился не по адресу, и переадресуйте его к главному бухгалтеру. Если, несмотря на полученную информацию, коллега продолжает отправлять вам поручения, не входящие в вашу зону ответственности, не игнорируйте его письма. Повторите ваши предыдущие ответы со ссылкой на ранее направленные письма, копию письма направьте главному бухгалтеру.
- Все хозяйственные операции ЗАО "Ромашка" проводятся в рамках закона. Когда бухгалтер сталкивается с нестандартной хозяйственной операцией, он не должен пытаться что-либо «мутить». Если операция кажется бухгалтеру «мутной», то, скорее всего, она была неправильно сформулирована или ее суть неправильно понята. Бухгалтер должен в таком случае обратиться к главному бухгалтеру за разъяснением. Например, проводится пробный пуск оборудования и при этом используются расходные материалы. Руководитель подразделения предлагает эти материалы списать следующим месяцем на производство продукции. Не спешите соглашаться. Расход материалов на пуск оборудования – это абсолютно нормальные экономически обоснованные расходы, которые можно включить в стоимость основного средства. Руководитель подразделения может и не знать этого, а бухгалтер знать обязан.
- Бухгалтер ЗАО "Ромашка" не обращается к программисту по вопросам использования 1С на уровне пользователя и тем более с вопросами по бухучету. Мы понимаем, что у программиста достаточно обязанностей, связанных непосредственно с программированием, а знание 1С на уровне пользователя – это наша прямая обязанность.
- Обнаружив за коллегой ошибку, бухгалтер ни в коем случае не должен сам ее исправлять. Нужно сообщить коллеге об ошибке и предложить исправить. Возможно, вам только показалось, что это ошибка, и коллега объяснит вам, что на самом деле ее нет. Если же постоянно исправлять за кем-то ошибки, то они так и будут допускаться.
- Если вы видите, что ваш коллега халатно относится к своим обязанностям: не проводит или не подшивает документы, хамит коллегам из других подразделений, сидит целыми днями в интернете отнюдь не сайте audit-it, сообщите об этом главному бухгалтеру. Такие сотрудники рано или поздно уволятся, оставив после себя завалы, разбирать которые придется вам.
- Знание Excel и других офисных пакетов – это прямая обязанность бухгалтера как любого офисного работника. Системный администратор нужен для работы с драйверами и утилитами. Он не обязан разбираться в офисных пакетах лучше вас. Самоучители по офисным пакетам в интернете доступны всем.